Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
"Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Самое первое и самое главное правило: постарайтесь никогда не терять терпения и чувства юмора (изначально предполагаем, что они у вас имеютс
Правило второе: никогда попусту не обижайте своего питомца, не наказывайте его за желание увильнуть от тренировки, напротив, дайте ему максимум ласки и уделяйте как можно больше внимания.
Правило третье: как можно больше наблюдайте за обучаемым и вы сами увидите его привычки, любимые упражнения, какие-то особенности, отличающие его от других, не менее любимых питомцев, и постарайтесь максимально использовать свои наблюдения.
Правило четвертое: никогда не останавливайте тренировку в случае какой-либо неудачи, в противном случае вашему другу покажется, что не учиться лучше, чем учиться, удачу же принесут только терпение, в первую очередь ваше собственное, и время.
Думаем, что прежде, чем Вы начнете тренинговать своих любимцев, крупных и не очень, Вам будет интересно узнать о том, что появились практически реализуемые проекты по одомашниванию "любимцев" значительно меньшего размера. Так, японское правительство собирается финансировать исследования по созданию насекомых с дистанционным управлением. На разработку проекта было выделено порядка пяти миллионов долларов. Насекомые способны на многое такое, что для людей совершенно немыслимо. Заставив их работать на нас, можно добиться решения задач, с которыми очень сложно справиться иным путём. Например, таракан с видеокамерой за плечами мог бы использоваться спасателями для поиска пострадавших под завалами. Для спецслужб жуки также подойдут лучше любого Джеймса Бонда - насекомое может проникнуть куда угодно, и никто этого не заметит. Весь вопрос в том, как сделать неразумное насекомое управляемым. Из тараканов делают своего рода киборгов, вживляя им на спину специальный ранец, обрабатывают углекислым газом, после чего удаляют усы и крылья. На место усов помещаются электроды. С другого конца электроды подключены к крохотному микропроцессору, который и представляет собой основное содержимое ранца. Принимая управляющие сигналы, микропроцессор подаёт напряжение на электроды. Таким образом, таракана можно вынудить повернуться направо или налево, побежать вперёд или развернуться в обратном направлении. После этой операции таракан живёт несколько месяцев. Есть и недостаток: постепенно чувствительность к воздействию электродов теряется и насекомое становится неуправляемым. Кроме того, даже с ранцем тараканы могут продолжать передвигаться по собственной воле. Исследователи работают только с тараканами, да и то не со всякими. Используется вид Perplaneta americana, который водится в Америке. Американские тараканы крупнее и лучше переносят хирургическое вмешательство. К тому же, ранец вовсе не невесом, и хотя разрабочикам за три года работы удалось заметно уменьшить его вес, он по-прежнему вдвое тяжелее насекомого-носителя.
В то же время группа исследователей из университета Западной Англии разработала робота, выполняющего совершенно противоположную работу. Машина под названием SlugBot охотится на слизней - известных садовых вредителей, на борьбу с которыми британские фермеры тратят ежегодно около 20 миллионов фунтов стерлингов. SlugBot имеет механическую руку длинной 1.8 метров, с захватом и камерой. Робот освещает землю несколькими красными светодиодами, в свете которых хорошо видна слизь, выделяемая слизнями. Распознав слизня, робот захватывает его и помещает в специальный контейнер. Испытания показали, что робот способен поймать до 70% слизней. Самое интересное, что создатели SlugBot планируют сделать его совершенно автономным: питанием робота станут сами слизни. Как сообщил руководитель проекта Иан Келли, на полях озимой пшеницы можно найти до 200 слизней на квадратный метр - этого вполне достаточно для поддержания робота. Таким образом, с учетом японских и британских разработок, уже лет через десять нас может ожидать настоящая война между насекомыми-киборгами и более крупными роботами, которые на них охотятся.
Кстати, прототипы подобных столкновений машин уже имели место. ЦРУ рассекретило документы, свидетельствующие о том, что данная спецслужба в 1967 году вынашивала проект сознания кошек-шпионов. Кошки, надрессированные на проникновение в хорошо охраняемые помещения, оснащались подслушивающими устройствами и передатчиками. Однако проект был свернут уже на стадии тестирования после того, как первую же кошку-шпиона, выпущенную на волю, переехало такси (тоже своего рода киборг). После такого провала эксперты ЦРУ заключили, что "проект не представляет практического интереса для наших специфических целей".
А вот информация о том, что братья наши "меньшие" способны учиться от природы и их мыслительные способности сильно недооценены. Исследователи из Франции и США в ходе экспериментов дали двум бабуинам доступ к компьютерному экрану и джойстику. На экране выводились разные образцы иконок. Иногда все иконки были одинаковые, а иногда на экране появлялись разные виды. После того, как обезьяны смотрели на экран, им позволяли джойстиком рассортировать иконки. Если они переносили одинаковые иконки в одно место, то получали лакомство. Всего обезьянам показывали 16 иконок. Результаты у обезьян были гораздо выше, чем если бы они просто случайно двигали иконки по экрану. В конце экспериментов они правильно выполняли задачу в 80 процентах случаев. Из этого исследователи сделали вывод, что бабуины понимают идею "сходства" и "различия". Хотя такая задача никогда прежде не входила в круг решаемых обезьянами, они все-таки успешно с ней справились. Ученые считают, что это не было следствием выработки условного рефлекса, с помощью которого можно обучить крысу проходить лабиринт или собаку выделять желудочный сок после звонка. Очевидно, результаты этого исследования спровоцируют значительную научную дискуссию, поскольку бабуины относятся к тому семейству приматов, которое около 30 миллионов лет назад отделилось от первообезьяны и пошла своим путем развития. Второе семейство, отделившееся примерно в то же время, породило человекообразных обезьян и человека.
Интересна информация и о том, что компания AlphaOmega Soft представила механизм для кормления домашних животных, которым можно управлять удаленно при помощи персонального компьютера или мобильного телефона, подключенного к интернету. Пользователь может наблюдать за тем, как его любимец питается, благодаря тому, что кормушка iSeepet снабжена камерой и может посылать, как статические картинки, так и видеоданные, в зависимости от того, на каком устройстве будет приниматься изображение. Кормушка способна хранить запас пищи на срок от трех до четырех дней, что позволит владельцу не беспокоиться о животном довольно долгое время.
Но вернемся к основной теме. ТРЕНИНГ КОШЕК
Уже стало общим местом утверждение, что кошка - существо независимое и свободолюбивое и потому не поддающееся дрессировке. Юрию Куклачеву, правда, удалось несколько поколебать это утверждение, но еще раз повторимся, что мы не предлагаем готовить "цирковых", а только обучать, тренироваться и учиться.
Без сомнения, ваш подопечный безо всяких тренировок научится мяукать, узнавать свое имя и находить дорогу к миске с едой, особенно если в ней будет лежать кусочек парной телятины (сойдет крылышко куропатки или севрюжья голова).
Для обучения же выполнения команды"Ко мне" понадобится тренажер в виде миски (не обязательно супердорогой) с содержимым, которое указано выше (самую любимую пищу питомца вы узнаете очень быстро). Подзывая кошку к тренажеру со словами: "Ко мне, Мария Антуаннета", вы, безусловно, добьетесь того, что она (или он -Эдуард Генрих II) научится выполнять вашу просьбу и в любой другой ситуации. Не огорчайтесь, если обучаемая не будет сразу реагировать на ваши призывы - повторите еще раз четыре правила и, произнося команду как заклинание, поднесите кошку к миске сами столько раз, сколько этого понадобится для запоминания.
Выполнение других команд, о которых речь пойдет ниже, не имеет жизненно важного значения, за исключением, может быть, команды "Стоять" (ситуацию, в которой выполнение команды может избавить от неприятностей, вы легко сможете представить), однако для получения радости от общения с любимицей может быть стоит и попробовать…
Для обучения выполнения команды "Стоять" в качестве тренажерного средства может использоваться любая часть вашего тела. Когда объект движется в вашем направлении, вы должны, преграждая путь тренажерным средством, несколько раз повторить: "Стоять, Генрих Вильгельм 25".
В случае успешного завершения операции будет совершенно не лишним приласкать объект и наградить его лакомым кусочком. Курс обучения необходимо повторять до тех пор, пока команда будет выполнена.
Если вы будете правильно соизмерять скорость движения объекта с перспективой нанесения порчи как объекту, так и тренажерному средству, если вы не будете заменять во время подачи команд имя объекта на "осел" или "мразь ты этакая", с безусловным выполнением правила № 4, то у вас есть очень хорошая перспектива получить положительный отклик на команду, даже если обученный находится на значительном расстоянии, куда не сможет дотянуться тренажерное средство.
Аналогично, и на той же технической базе проводится курс подготовки по выполнению команды "Сидеть". Различие заключается лишь в том, что обучение проводится только тогда, когда кошка - неподвижна, при этом она должна понимать, что ваши ласки и кусочки осетрины предназначены не просто ей, а ей же, но сидящей.
Объект связывать, а тем более привязывать, наукой не рекомендуется - вдруг вам захочется, чтобы он немедленно выполнил предыдущую команду.
Как только ваш подопечный научился "сидеть" по команде, тут же попросите у него лапу, если не дает, придется учить. Но не забывайте, что он испытывает при этой просьбе такие же ощущения, какие вы испытывали в детстве, когда вас спрашивали: "Кого ты больше любишь, маму или папу?".
Начинать надо с того, что вы осторожно поднимаете одну из лап кошки, как всегда негромко произнося заклинание: "Дай лапку", и как всегда награждая ее лакомством. Если она после всего этого не будет реагировать на последующие аналогичные просьбы, сами приподнимайте лапку и слегка ее пожимайте.
Обращаем ваше внимание на то, что в большинстве источников предлагается работать с одной из передних лап, мы же не собираемся снижать уровень эстетического восприятия от общения с животным, и такую рекомендацию не даем, ну а там уж, как вам повезет.
Весьма любопытные исследования провел Николас Никастро, работающий в лаборатории психологии голоса и звука при Корнельском Университете. по его утверждению за несколько тысяч лет, которые животные прожили рядом с людьми, кошки научились "говорить". По крайней мере, они приспособили свое "мяуканье" таким образом, чтобы человек мог понимать их потребности. Конечно, за 5.5 тыс. лет, а именно столько лет назад первый египтянин приручил первую кошку, у животных было время приноровиться к людям и даже составить систему коммуникации. Ведь продолжительность жизни кошки в 2-4 раза короче человеческой, а, следовательно, передача накопленного опыта происходит довольно интенсивно. Так, например, для выражения счастье и благодушия, кошки используют менее продолжительные, но приятные для слуха человека мелодии, которые, как правило, движутся от высоких тонов вниз. И наоборот, требуя что-то, кошка привлекает внимание человека более резкими и продолжительными звуками, постепенно повышая частоту. При этом ученый заметил, что между собой кошки общаются на другом диалекте, то есть используют частоты, неуловимые для человеческого уха.
Кстати, в Лос-Анджелесе создана компьютерная игра для кошек.
Программист Мэтт Уолф (Matt Wolf) из Лос-Анджелеса написал компьютерную игру под названием CyberPounce. Она предназначена для кошек.
Ранее Уолф писал игры исключительно для людей. Он работал в таких фирмах, как Sega и Electronic Arts и принимал участие в создании знаменитых приставочных игр Sonic the Hedgehog и Soviet Strike, сообщает CNet News.
Однажды ему пришлось сидеть с неколькими кошками его приятеля и он заметил, что одна из них приспособилась гоняться за курсором. Тогда ему и пришла в голову идея создать кошачье ПО. К работе над программой был привлечен эксперт-зоолог, а также около 100 кошек в качестве бета-тестеров.
Конечный продукт CyberPounce стоит 14,95 долларов и представляет из себя набор экранных птичек, мышек, рыбок и прочих интересных кошкам предметов, которые либо самостоятельно ползают по экрану в режиме скринсейвера либо управляются человеком с помощью мыши (компьютерной).
Создатель утверждает, что для кошки ловить экранных зверей - такое же увлекательное занятие, как для человека - играться в Quake. Однако Уолф сразу предупреждает, что не гарантирует привлекательность своего продукта для любой кошки, так как каждая из них является индивидуальной личностью со своими пристрастиями. Тем не менее, если кошка начинает играть и занимается этим более минуты, то ей, скорее всего, игра очень понравилась, считает программист.
По данным Уолфа, 90 процентов времени домашние кошки обычно спят и являются очень ленивыми (очевидно, Уолф имел в виду американских кошек). Кошачий софт, по его мнению, сможет обеспечить им физическую и умственную стимуляцию.
Аризонский программист из фирмы BitBoost написал программу PawSense (19,99 долларов), которая пугает кошек противными зауками в случае гуляния по клавиатуре и оберегает, таким образом, компьютерное оборудование кошковладельцев.
Уолф (wolf с английского языка переводится как "волк") планирует в будущем написать программу, которая бы обучала попугаев и прочих говорящих птиц заданным словам. Кроме того, он хочет написать программу для собак, но пока не придумал в чем может заключаться ее суть. Его, в частности, приводит в замешательство тот факт, что собаки некоторых пород, заинтересовавшись игрой, могут запросто утащить целый компьютер. ТРЕНИНГ СОБАК
Прежде чем приступать к тренировкам убедитесь, что вы понимаете язык, на котором объясняется ваш питомец. При отрицательном результате, обращаем ваше внимание на то, что японская фирма Takara, третья по количеству производимых в стране игрушек, выпустила устройство, призванное снизить языковой барьер между собакой и её хозяином. Помещающийся на ладони Bow-Lingual, по заверениям компании, может определять настроение пса по его лаю, для чего на ошейнике животного крепится специальный микрофон. Инфракрасная запись голоса домашнего питомца передаётся на "пейджер эмоций", оснащённый небольшим ЖК-экраном, показывающим, как собака себя чувствует. Устройство распознаёт шесть типов настроений (например: счастье, веселье, раздражение, фрустрация) и с помощью двухсот слов и соответствующих картинок объясняет их владельцу. Пытливые собаководы-любители смогут даже получить описание настроений своего питомца в течение дня, используя функцию "Собачий дневник".
Подход к тренингу собак в принципе мало отличается от подхода к обучению кошек, основное отличие - юмора в этом процессе должно быть немножко меньше, поскольку угроза порчи тренажерных средств в процессе подготовки - значительно серьезнее.
Повторимся, что по подготовке собак вы можете найти очень много литературы, однако не советуем вам специальные и сложные команды отрабатывать без инструктора, поэтому у нас вы найдете советы по обучению достаточно простым командам, но позволяющим вам и вашему другу …(см. начало).Единственное общее правило, помимо вышеназванных: как и любой спортсмен, собака перед тренировкой не должна наедаться.
В качестве тренажерных средств будут выступать поводок (1), лакомства (2) и ваши верхние конечности (3 пр и 3 лев).
В тот момент, когда обучаемый, связанный со средством 3 лев посредством средства 1, находится перед вами, и до того, как он успеет уничтожить средство 2, которое поднесено к носу собаки при помощи 3 пр., вам необходимо произнести команду"Сидеть" и, медленно отводя назад 3 пр, чем-нибудь слегка надавить на круп собаки (не ограничивая своего воображения). Если все-таки чем-то вам удалось произвести посадку, необходимо использовать 2 вплоть до приведения оного в полную непригодность. Постепенно отказываясь от применения всех тренажерных средств, вы сможете увеличить расстояние до собаки и время нахождения ее в требуемой позиции. Обращаем внимание на то, что перебарщивать с расстоянием не рекомендуется, т. к. слуховые возможности вашего подопечного не безграничны.
Команду "Лежать" отрабатывайте, поднося 3 пр с размещенным в нем 2 к носу собаки и опуская 3 пр к земле, при этом 3 лев должно приближать круп оной к поверхности, на которой размещены конечности оной же. Как только круп максимально приблизился к указанной поверхности, если у вас еще остались силы, попытайтесь вспомнить и тут же произнести все ласковые слова, которые имеются в вашем лексиконе. Упражнение необходимо постепенно усложнять, отходя от несчастного животного на все большее расстояние, увеличивая длину средства 1. Курс можно считать полностью освоенным и экзамен сдан на отлично, если по первой команде собака, находящаяся от вас на расстоянии 25 м, рухнула как подкошенная и смогла в таком состоянии продержаться 30 секунд.
Перед отработкой команды"Стоять" вам необходимо пройти курс "молодого йога", после чего подавайте команду собственным голосом и непринужденным жестом, а именно: 3 пр вытягивайте ладонью в вверх и вперед в направлении снизу вверх до уровня плеча с наклоном туловища, желательно вашего, слегка вперед. Держа 2 в 3 пр же поднесите все это к носу, естественно не к своему, отведите 3 пр немного вперед, исхитрясь при этом при помощи 3 лев поднять собаку под живот (прежде, чем выполнять это упражнение, реально оцените свои физические возможности). При попытке собаки сесть, попытайтесь воспрепятствовать этому. Если этот курс у вас не сразу будет получаться, не отчаивайтесь - жизнь сама подскажет, что нужно делать 3 пр и 3 лев и в какую сторону чего вытягивать.
Если вы и ваш друг успешно освоили предыдущие упражнения, то обучение команде "Рядом" не вызовет никаких сложностей. Встаньте таким образом, чтобы собака оказалась по левую сторону от вас. По некоторым источникам, необходимо собаку поставить у левой ноги, мы этого делать не рекомендуем во избежание порчи тренажерных средств. Выработку навыка необходимо проводить во время движения, причем скорость должна выбираться с учетом размеров тренируемого, ваших психофизических возможностей и с условием, чтобы средство 1 не находилось в состоянии излишнего напряжения. Если во время движения с указанной скоростью собака неожиданно захочет изменить траекторию, приведите 1 в напряженное состояние, произнося хвалебные оды в честь объекта и не обращая внимания на ответные реплики. Закреплять усвоенное необходимо уже без применения указанного выше тренажерного средства. В случае длительной не усвояемости пройденного материала не расстраивайтесь - физические упражнения и свежий воздух еще никому не навредили.
Когда собака, после того, что вы с ней наизучали, наконец, устала и рухнула отдохнуть, не успокаивайтесь на достигнутом и тут же приступайте к работе над командой "Ко мне". Поместив 1 в 3 лев, а 2 в 3 пр, отойдите на несколько шагов и, подав требуемую команду, тащите бедное уставшее существо к себе посредством 1. Если попытка удалась, приведите в действие 2, не уставая при этом нахваливать себя и то, что осталось от объекта тренировок. Вы без труда можете усложнить этот "номер", уходя все дальше и дальше, главное, чтобы собака не потеряла вас из виду (есть мнение, что собака дальше 20 м не видит). Ну а чтобы совсем доконать пса, научите его садиться у левой ноги, для чего в то время, когда ничего не подозревающее животное бежит к вам, видя 2 в 3 пр, перенесите его, т. е. 2, за спиной в 3 лев и подайте команду "Сидеть", после чего отдайте, наконец, 2 в вечное пользование.
Если у Вас не получилось сделать из болонки охранника, не отчаивайтесь. В Японии создана охранная собака-робот, которая может не только помешать грабителям, но и сделать их фотографии при помощи камеры, встроенной в нос. В роботах реализованы технологии, позволяющие подключить камеру и динамик либо к мобильному телефону владельца, либо в системе безопасности жилища. Происходящее в квартире в отсутствие хозяина записывается камерой собаки, причем, реализована и "обратная связь", то есть, грабителей можно спугнуть голосом владельца (динамик установлен в собаке). Размеры роботов почти совпадают с размерами натуральной собаки, T7S TYPE1 - 1000 мм х 470 мм х 500 мм, T7S TYPE2 - 750 мм х 380 мм х 700 мм. Вес первой - 35 кг, второй - 40 кг. Цена роботов - чуть меньше 7600 долларов.
Настоящую тренажерную подготовку для собак могут предложить в Стране восходящег солнца в токийском фитнес-клубе для хвостатых. Здесь собачке после всеобщего знакомства предложат побегать по залу, только потом - на тренажер: хочешь получить косточку, пробеги 1000 метров за семь минут. Затем опять игра с новыми друзьями, а в заключение - ванна...
Можем дать несколько советов по тому, как помочь собаке стать полноправным членом семьи и выполнять некоторые фокусы. Что же она должна делать? Приносить тапочки - необходимо: 1) посадить, используя уже освоенные навыки, пока еще зверя около себя и, произнося команду: "Принеси тапочки", разжать будущему члену семьи зубы (нажав на верхние губы у клыков), вложить в открывшееся отверстие тапочки и 2-3 секунды удерживать пасть, после чего скомандовать: "Дай!" и отобрать ранее вложенное и наградить лакомством; 2) скомандовать: "Принеси тапочки", после чего надо походить по комнате, держа на коротком поводке зверушку, у которой в пасти - тапочки, которые вы давно собирались выбросить, но случай все не подворачивался; 3) положить тапочки недалеко от собаки, после чего повторить действия по п. 2); 4)спрятать тапочки в комнате и повторить все пункты, не забывая каждый раз награждать обучаемого вкусненьким. Внимание: песик сможет найти по команде только те тапочки, которые вы ему запихивали в пасть! "Считать" - возьмите в руки кусок мяса и поднимите его перед носом собаки, когда она гавкнет один раз, быстро дайте ей предлагаемую вкуснятину и зажмите пасть (естественно собачью); постепенно на каждый взмах тренера рукой она привыкнет гавкать один раз. "Читать" книги - лучше всего взять детскую книжку с картонными страницами, между всеми страницами положите по два маленьких кусочка колбасы: один -внутри, другой - у края; чтобы добраться до еды, собака будет переворачивать носом страницы. Катать на санках, скейте, роликах - 1) наденьте на пса шлейку, с двух сторон у боков (не у загривка!) прицепите длинный поводок и, не привязывая собаку к повозке, возьмите поводок в руки; 2) для езды на санках необходимо, чтобы кто-нибудь их толкал сзади, собака за компанию побежит сначала рядом, а вскоре вырвется вперед; на роликах или скейте необходимо разгоняться самому (если собака не хочет бежать, необходимо, чтобы кто-нибудь бежал впереди с лакомством в руках); 3) чтобы повернуть , нужно потянуть повод в ту сторону, куда необходимо направиться, не забывая подавать соответствующие команды: "Направо", "Налево" или "Стой!"; и, самое главное, не забывайте поощрять вкусненьким.
Более подробную информацию по тренингу домашних (и не только) животных можно найти на следующих сайтах:
http://www.zooclub.ru/
http://www.chat.ru/~kapito/
http://kulichki.rambler.ru/womendog/ad2.htm
http://www.OZON.ru/detail.cfm/ent=2&id=2669
Кроме того, появилась возможность протестировать свою собаку и дрессировать ее в режиме он-лайн на сайте К-9.