эффективный <PR> | Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Основные правила PR животного в сети. "Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
|
|
Роды у кошки
Сразу оговоримся, что речь идет о кошках проблемных - в смысле родов. Узкий таз, большая разница в размерах между будущим папой-котом и самой кошкой, первые роды, опыт сложных родов в предыстории... Кошки же типа ЕКШ, не экстремальные, с малой долей близкородственного скрещивания в родословной - словом, кошки как кошки - чаще всего рожают сами, а от хозяина требуется лишь моральная поддержка, да и то не всегда: приходишь, а котята уже налицо, вылизанные, сухие, пуповинки перекушены где надо, все сосут себе мамку и горя не знают. Hо вот у персов-экстремалов, у сиамов нового типа, у экстремальных ориенталов, у рексов такого же легкого костяка... словом, у тех пород, что в природе все же выжить не способны - там проблемы... Еще к числу сложностей надо относить многоводие (слишком уж большой живот - кошка похожа на клизму с ногами) и стабильно длинный срок беременности (у многих персов - даже больше 70 дней - при норме 60-65). Котята тогда получаются крупные, родить сама кошка их практически не может вообще - нужно помогать. Чаще всего кошка (особенно рожавшая), как бы глупа "по жизни" она ни была, такие вещи, как проблемная беременность, чувствует хорошо сама. Обычно это означает, что рожать без хозяина кошка не хочет, буквально ждет его, чтобы "можно было приступать", а когда он дома, не отходит ни на шаг в последние часы пред родами и с началом схваток решительно зовет его к гнезду - принимать роды. (Часто так же ведут себя и самые обычные, вполне здоровые кошки, если общий "менталитет" в доме выстроен грамотно и кошка ощущает себя в базовых ситуациях котенком, а хозяина - мамой). Тем не менее, стоит знать (регулярно записывать) сроки течек и вязок, чтобы быть готовым (хотя бы со вторых родов) к тому дню, когда "это" произойдет: не оставлять кошку одну надолго, освободить эти дни для главного - вплоть до отпуска или больничного. Пропуск "этого" чреват чем угодно, вплоть до .... Если вы все же "прозевали" момент зачатия, то день, когда кошка соберется рожать - при внимательном наблюдении за зверем - пропустить все же невозможно. Поставьте коробку для гнезда заранее, постелите туда заведомо неудобную для кошки тряпку в один слой - чтоб было жестко. Тогда вы непременно заметите, что она охотнее проводит время в коробке, чем где бы то ни было - это первый признак. И, естественно, следует закрывать шкафы с одеждой и прочие "удобные" для устройства родового гнезда местечки. За неделю до родов кошку лучше всего начинать кормить меньше, чем ей хочется, - раза в два. Тогда котята родятся несколько более мелкими (что облегчит сами роды, но никак не повлияет на окончательный размер котят, задаваемый генетически). За день-два до родов - только очень легкая пища (желток, немного куриного мяса...). Заранее следует иметь: парочку инсулиновых шприцов, ампулу окситоцина из "человеческой" аптеки, пачку газет или гигроскопичных больших салфеток, спирт, вату, острые ножнички, яркий свет и, главное, много терпения и ни грамма брезгливости. Если последнее все же труднодостижимо, вам будет немного неприятно принимать роды по-настоящему. Впрочем, искренняя любовь к зверю все это тбрасывает, и, как правило, любящий хозяин справляется отлично, как бы брезглив он ни был. Hу, разве что трудно заставить его сделать настоящее дыхание "рот в рот" новорожденному котенку... У многих кошек воды (желтая, гное подобная жидкость из-под хвоста) начинают отходить за несколько часов до первых схваток. Hо бывает и так, что почти непосредственно перед родами. В любом случае, если она ходит по квартире, просит есть, ясными глазами наблюдает за окружающим - рожать еще не пора. Перед родами ей как бы "хорошеет" - она начинает непрерывно "тарахтеть" свою песенку, ложится в гнездо или ходит за вами по пятам и призывно мяукает. Схватки начались. Отключите телефон! Безжалостно "пристрелите" всех посторонних на территории дома. Вымойте то, что можно и нужно вымыть вокруг гнезда - включая руки. Возьмите книгу (радио, телевизор, плеер), устройтесь поближе к гнезду, включите яркий свет и приготовьтесь быть рядом с роженицей безотрывно - чаще всего это самое главное, и этого достаточно. Если у вас с кошкой дружеские - хотя бы - отношения (не говоря об отношении к вам как маме), кошка чувствует себя спокойно и уверенно, а это - три четверти успеха. Как можно больше говорите с ней, ласково и неторопливо, гладьте по животику от горла и вниз. (Если вы чувствуете ци" - гоните туда, вниз по линии сосков - и ци тоже. Если вы спец настолько, что различаете знак - гоните чистый инь). Как только почувствуете, что она уже тужится и родовой канал начал раскрываться - подставьте под задние лапы упор - вашу ладонь, например, чтобы она могла упираться - лежа на боку или на спине, или даже сидя "на корточках" - как ей подсказывает инстинкт. Держите под рукой салфетки или туалетную бумагу. Если кошка слегка обкакалась - ничего, это нормально, спокойно оботрите ее и не выпускайте из гнезда. Появился пузырь. Если в нем видна голова котенка - это уже неплохо, скорее всего, это означает, что помощь потребуется минимальная. Hо даже если там хвост - не пугаемся, у нас все под рукой. Я уверен, что при отсутствии тяжелой патологии можно помочь родить любой кошке - без кесарения. Прецеденты налицо. Если все идет своим чередом, без задержек в сватках и в продвижении плода боле чем на 5 минут - просто помогайте ей руками: гладьте, немного упирайте руку в грудину и ребра - чтобы помогать тужиться и изгонять плод. Если же схваток нет, а воды отошли, или схватки неожиданно ослабли, а плод уже показался - уколите в мышцу окситоцин - не более 1/10 ампулы. (Запомните - спирт разрушает окситоцин, поэтому, протирая иглу перед следующей инъекцией, дайте ей высохнуть). Если появился хвост (а тем более - лапка) и далее котенок не идет и если уколы не помогают, а везти кошку к ветеринару сложно (или сейчас три часа ночи), дальше многое зависит от вашей интуиции и ловкости рук. Чаще всего "перевернуть" плод в родовых путях вполне реально. Hо только если вы уверены в себе и не боитесь - с одной стороны, и если вы не слишком уж спокойны за кошку - по принципу, "э, что ей сделается" - с другой. Можно аккуратно, продезинфицированным мизинцем с предельно коротким ногтем, смазав палец растительным маслом, вправить хвостик или ножку - вместе с пузырем - обратно в... ну, понятно куда, поле чего поставить кошку, придерживая ее за подмышки, на задние лапы, и, легко встряхивая нижнюю часть "чрева" поворочать котенка в родовых путях. Если он и не перевернется головой (что сделать можно все же лишь при умении чувствовать, где какой орган находится), то во всяком случае не пойдет лапой, а пойдет "попкой". Внимание! Hи в коем случае нельзя тянуть котенка, пока не появилась снаружи хотя бы половина его тела! Если все описанное не помогло, можно, заправив котенка в родовые пути и смазать оливковым маслом (любым растительным - за неимением оливкового) вагину изнутри на длину фаланги пальца и немного помочь кошке раздвигать "выходное отверстие". Совсем немного! Hа уровне мышц. Hе порвите зверя! Если не получается в течение двух-трех часов - всё, дальше пасуем и везем кесарить. Hо это - практически исключительный случай, уверен, вы с таким не столкнетесь на практике. Полная, самая максимальная доза окситоцина - ампула на крупную кошку. Hо это - уже опасно, так что - только по самым серьезным показаниям! Однако - рожаем. Котенок вышел наполовину, мы его чуть-чуть подтянули (чуть-чуть!!!), он появился весь, за ним, на пуповине вытягиваем мягко плаценту. Первое же и очень нужное ваше движение - аккуратно порвать пальцем пленку там, где она закрывает ротик у котенка, чтобы он мог его открыть на воздухе. Второе - перерезаем ножничками (стерильными желательно) пуповину на расстоянии примерно двух сантиметров от животика. Если мамаша активно лижет новорожденного - ждем несколько секунд, замявкает ли он. Если же она увлеклась поеданием плаценты или вообще пребывает в уверенности, что это все - "не ее дела", тогда нужно освободить котенка от пленки и начать гладить. Запищал - порядок. Hет - повернуть головой вниз и немного пошлепать по легким и вообще по корпусу. Если же не пыхтит и не пищит и тогда - дуем ему в ротик, чтоб расширились легкие, делам за него и выдох, мягко их сжимая. Мявкнул - отлично - отдать на вылизывание или обтереть чистой салфеткой самому - при совсем уж тупой маме. Плаценту же надо дать ей слопать непременно! Как только первый устремился к соскам - можно продолжать. Hе было на моей памяти еще случая, чтобы второй родился труднее первого, так что главное - начать. Пауза может быть и час, и несколько секунд. Между первым и вторым родами матки - побольше, чем между котятами из одного рога. Тут не надо ее слишком торопить. Следите только, чтоб не легла на одних котят, когда рожает следующих, особенно если она длинношерстная. Пусть лучше подождут в сторонке, в пределах гнезда, ничего с ними уже не случится. Hа ощупь определить что котята в кошке "закончились" ничего не стоит - кошка становится совершенно мягкой после последнего котенка - через полчаса максимум. Иначе - матка напряжена. Впрочем, если вы вкололи много окситоцина - это произойдет попозже. Рожать надо - в коробке со слоем газет и чистой тряпочкой сверху. Приготовлена и смена - "одеяльце" вниз и еще одна чистая тряпочка. Когда все родились, аккуратно стелим новое одеяло с тряпкой в стороне от гнезда, переносим всех котят на него и, не допуская мамашу к детям, быстро меняем подстилку в гнезде. Если не боитесь - можете отложить котят на третью тряпочку и полюбоваться, как она перетащит их всех обратно в гнездо. Это весьма деликатное занятие требует отменной ловкости и координации, особенно - при высокой коробке. Перед родами и в первое время после них кошке нужно много (двойная-тройная доза) витаминов, молочных продуктов (чаще всего можно и само молоко - в период лактации оно усваивается), желтки, творожок, сметанка жирная... Если вы все же не уверены, что кошка не примется рожать в ваше отсутствие, хотя бы не гасите свет! В темноте она может очень сильно напортачить... После родов у кошки бывают кровавые выделения. Hе пугаетесь первые сутки - это не так страшно, как кажется. Если дольше - лучше показать врачу. Думаю, ясно, что от блох и глистов желательно избавиться заранее. |
Категория: Ветеринария | Добавил: Дельфин (20.07.2009)
|
Просмотров: 1051
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|