эффективный <PR> | Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Основные правила PR животного в сети. "Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
|
|
Чтоб не одичала душа человеческая!
В Москве у входа в метро поставили памятник собаке. В память о той самой собаке, которая много лет жила на этой станции, приветливо виляя хвостом всем встречным пассажирам. Её знали, подкармливали, не обижали. Однажды нелюдь взял и погубил её. Просто так. Походя, по лютости, по злобе. И в деревне Казанка в Чувашии тоже установлен монумент дворняжке.Она во время грозы спасла свою хозяйку с детьми: шаровая молния вкатилась прямо в открытую дверь дома, собака бросилась на огненный шар, сама сгорела, а беду отвела от людей. О беззаветной собачьей любви и жертвенной преданности людям ходят легенды. Да и правдивых историй не счесть. И вполне естественно, что многие художники сделали её предметом своего творчества в разных видах искусства. Не забудется умный, беспредельно трогательный фильм Станислава Ростоцкого «Белый Бим чёрное ухо» о бескорыстной верности собаки и жестокосердии людей. Невозможно смотреть этот фильм повторно от мучительной боли сердца, от сострадания к судьбе осиротевшей псины. Когда мы, наконец, научимся относиться к вечным спутникам нашим как во всём цивилизованном мире? С милосердием, с гуманностью, с покровительством! Кто же их защитит, если не мы? Выручая собак, которых отловили у нас на работе, мне пришлось побывать в так называемом челябинском ветприёмнике, что расположен на городской свалке. Это было 3 года назад. Когда, еле выдирая ноги из грязи, я вошёл в этот каземат и увидел по ту сторону решётки несчастных пленённых животных, в страхе ожидающих своей неотвратимой участи, когда я увидел маленьких скулящих в голос щенят, забившихся в угол клетки, будто ища там спасения, когда я увидел засохшую кровь на полу и на стенах – вот когда моя душа прикоснулась к этому жуткому зрелищу – рассудок мой был в смятении. «Господи! - подумал я - Какой великий грех совершаем мы, люди. Неужели не ведаем, что творим!» Выбрасываем собак из окон квартир, оставляем привязанных в лесу, на обочинах дорог, калечим и давим машинами. Убиваем по старости, по болезни, по ненадобности, по нравственной нашей порочности. После мы ласкаем наших кровинушек, выражая самые нежные чувства, легкомысленно игнорируя только что совершённые нами деяния. А ведь дети-то зачастую находятся рядом, становясь невольными свидетелями жестокости взрослых. Пока что свидетелями… Буйство жестокости в людском мире давно стало банальностью. Привычны убийства, насилия, грабежи. Настораживает поведение малышей детсадовского возраста. Недавно Российское радио сообщило, как в одном городе конфликт пятилетних детей дошёл до смертоубийства. А это уже участники. Я не настаиваю здесь на причинно-следственных связях, но то, что это звенья одной цепи, вполне допускаю. Вы обратили внимание, нынче реже встречаются дети, подростки с поводками в руках, прогуливающие своих питомцев? Всё чаще родители, дедушки, бабушки. Зато бутылка пива в руках молодёжи стала почти неотъемлемым атрибутом. Неким символом мнимой успешности. Пьют массово, поголовно. Пьют в парках, скверах, на улицах, в транспорте. Во дворах горы банок, бутылок, пакетов. «Не люди, а скот!» - возмущаются дворники. - Надуются пива и прутся в подъезд, ну не свинство ли это!? – негодуют жильцы. А мне за животных обидно. За природную их порядочность. Необученная собака может переступить грань дозволенного, но черту паскудства – никогда! Да, они используют двор для естественных надобностей, но в чём их вина? Во-первых, это на совести хозяев. Во-вторых, нет специальных площадок для выгула собак. В-третьих, нет запретительных санкций местных властей. Люди ропщут порой по другому поводу: пёс напугал, набросился, куснул. Крайне досадный случай. Но и тут не собачья вина. Скорее, человеческий фактор. Всё зависит от воспитания – истина высокая. У моего друга был бультерьер Блек, пёс огромных размеров. Так на нём вся дворовая малышня верхом каталась. Если обучать собаку агрессии, если натаскивать её на живых и беспомощных животных, а потом использовать для жестоких боёв, если грозное «Фас» приоритетно, если собаку предавали, обращались бесчеловечно – чем она может вознаградить нас? Только агрессией, ожесточением и недоверием к человеку. Но самая тяжкая доля у собак скитальцев. Бездомных, неприкаянных, обречённых… Несчастные дворняги. «Наши меньшие братья» - нарёк их Есенин. Чувствительный поэт посвящал им стихи. Когда гениальный Качалов читал их со сцены, в зале рыдали. Как и от фильма Ростоцкого. Там были добрые люди. С великим тщанием пытались они помочь собаке. Однако, исход нам известен. Всё-таки зло одолело. Как не кощунственно звучит – преступления нынче привычны и обыденны. Даже страшно злодейские – уже не потрясают нас. Зато конфликт человека с собакой резонанс обретает моментом. Расклад всегда предсказуем: собака приносится в жертву. Что она могла быть больна, что её спровоцировали – учёту не подлежит. Повторю ещё раз. Да, бывает порой от собак беспокойство: кого-то облают, случается и зубы покажут. Так и достопочтенные граждане друг другу квасят носы. Что от собак нет проходу – то молва кликуш. Однако в 2008 году Челябинская Дума решает усилить борьбу с бездомными бедолагами, увеличить бригады по отлову, выделяет из бюджета миллионы рублей и прочее. Просто и незатейливо: животные не имеют право на жизнь, они биологический мусор, ловить и ликвидировать. «Не взыщите! Честность ярая одолела до ногтей» - воскликнул бы поэт «Мести и печали». И это в наш просвещенный век! Неужели ни у кого не дрогнула рука, не ёкнуло в душе, голосовать за смертный приговор тысячам собак и кошек. Неужто не знают других, альтернативных вариантов: цивилизованных, гуманных, современных. Я представляю разработку целевых программ, поиск экономических возможностей, системных мероприятий, конструктивных подходов. И как реальность – строительство приютов для бродячих бедолаг. Обустроенных, с инфраструктурой, с ветеринарной службой, с потребными работниками, со связью с общественностью и со средствами массовой информации. И чтоб свободно туда приходили люди: смотрели, волновались, сопереживали. Чтоб прорастало в них зерно особенного умонастроения. Что благотворители выстроятся в очередь – утверждать не могу. Но они отыщутся – никаких сомнений. И вот что надо принять во внимание: радея о собственной жизни, отнимать её у собак – лиходейство. Они бок о бок с нами изначально живут. Лижут руки, подают нам лапы, заглядывают в глаза. И с укоризной за всю свою братию изливают мольбу: «Голос! Дайте голос в нашу защиту, оградите нас от жестокости. Вы же люди, значит, всё можете». И ещё важная тема. Где предаём земле умерших домашних любимцев? «Наши члены семьи» – признаются многие с умилением. Так где ж мы хороним хвостатых членов семьи? А негде. В лучшем случае закапываем в укромных местечках. Обыденнее всего, как ботинки изношенные кидаем в мусорные баки, оставляем в лесу, на свалках, где попало. Какая нестерпимая явь! Какие перекошенные нравы! А вокруг столько пустырей, пространства бросовой земли. Почему не использовать ту землю для этих целей? Выделить под кладбище для домашних животных и окультурить, наконец, погребение животных. Вдобавок соблюдение санитарных норм – должно быть постоянной функцией. И вот соображение, весьма крамольное на первый взгляд. Да, кладбище для домашних животных. Но с холмиками. И не анонимными. И с надписью, вроде: Тимка, 16 лет. И если хотите – с эпитафией. «Ну уж совсем собак очеловечивают!» - вознегодует обыватель с антисобачьим настроением. Нет! Это они нас очеловечивают. Представьте юное создание в момент потери своего любимца. Переживания ребёнка способны вобрать в себя всю палитру чувств. И вороша до донышка свой малый опыт в выражении своих эмоций, находит слова памятные и проникновенные. Работает душа – вот основная ценность этого процесса. Добрее, отзывчивее, благонравнее становится ребёнок. Потом он будет навещать эту могилку, как человек с душой непримитивной, как навещают дорогих друзей. Вспомнился шутливый афоризм: по собаке и хозяину честь. Каждым утром на одной из улиц ЧМЗ я вижу меленькую худенькую женщину пенсионных лет. Дворника. Непременно в компании трёх-четырёх собак. Они, как показалось мне, мысленно ей помогают. Достаточно упитанные, миролюбивые, с непостижимо добрыми глазами. Хозяйка отдалится чуть - собаки ни на шаг, ложатся рядом. Я полюбопытствовал: она растит их сызмальства, подобрала щенятами. Представить не могу, чтобы с ней стало, объявись каратели с орудием отлова: у неё в руках только метла. А ещё бы надо вилы, кстати, тоже инструмент уборки. Жители этого же района часто наблюдают примечательного деда с колоритной бородой. Однажды повстречал я старика в сквере. Он отдыхал там на лужайке. Тоже в обществе дворняжек на поводках из бельевой верёвки. Я к старику подсел. Он фронтовик, имеет награды. Закуривая Астру, делит сигарету на две части. Угадав моё неравнодушие к собакам, пояснил: «Вот этого подбросили в подъезд, ещё чуть ползал. А этот горемычный без ноги, торчал у магазина. Я раз-другой подкормил его – за мной увязался. А эту белую красулю нашёл зимой в троллейбусе. Кондуктор говорит, утром рано впрыгнула и целый день катается, дрыхнет под сиденьем. Намёрзлась, наверное. Я поманил, она доверилась». Стараясь быть тактичнее, я предложил 50 рублей собакам на гостинцы – старик достойно отказался. «Мы не нищие» - ответил он. Я отметил это «мы». Ничего не зная про семейство деда, мне подумалось, всё его семейство здесь при нём. Знаю, на таких людей глядят по-разному: со снисходительной улыбкой, с кривой усмешкой, с чванливым пренебрежением. А я отвешиваю им поклон нижайший. За душевную доблесть, за непритворное благодетельство. Обозначенная тема, вроде как, проста. Мы люди, наши друзья собаки. Миссия людей – проявлять заботу, не чинить зла, быть милосердными, защищать беззащитных с позиций гуманности и здравого смысла. Насущна ли данная тема? Слышу строгий голос оппонента: «Не на ту мельницу воду льёшь. Нам бы перемолоть проблемы с детьми, сиротами, беспризорниками, нищими стариками, вот злоба дня, а тут печаль – забота о собаках». Ну что ж, реплика не пустяковая и своих сторонников имеет. Она указывает, что в самом деле эта проблема существует. Проблема крупная, значимая, но рутинная. Всем ведомо, сколько учреждений, ведомств, министерств, организаций занимаются этими вопросами. Счёту нет управленцам, контролёрам, исполнителям и прочим полномочным службам, призванным наладить, навести порядок в этой сфере. Стоит на страже малолетних и стариков государство. И, наконец, закон! Разве не так? А кто защитит собак? Домашних ли, бездомных, вообще собак, сопровождающих нас в этом мире. С недавних пор в Уголовном кодексе появилась 245 статья. Она действует. Но как-то робко, чересчур лояльно. Почему? Для милиции и судей непривычно. Мораль закона ещё не овладела массами. Исконное «убью как собаку» сознание наше в штыки пока воспринимает. Однако первый шаг сделан: для враждебных людей к животным закон как намордник, их жестокость ограничит, упредит. А кто спасёт несчастную в лютые морозы? Кто накормит умирающую с голода? Кто поможет сбитой лихачом на дороге и бьющейся в предсмертных судорогах? Отнестись к этим вопросам упрощённо, оставить без внимания – значит проявить беспечность. Беспечность пагубна всегда. В особенности для детей. Когда на их глазах тупосердные дяди отлавливают беззащитных собак – их хлипкие души рвутся на части, они несут огромные нравственные потери, невосполнимые. Скорбно видеть одичалых собак. Больно смотреть на одичание человеческих душ. Существуют разные движения, политические партии. Все сулят в предвыборных программах лучезарные проекты. Все жаждут нашу жизнь улучшить. Но если бы нашёлся кандидат с неравнодушным сердцем, с желанием добра четвероногим нашим спутникам и намеченную тему привнёс в свою программу, в награду бы имел активность голосов электората. Помню зримый лозунг «Голосуй сердцем!» На момент тех выборов он звучал почти что ханжески. Но как точен он по смыслу и по духу, как призывен, если речь идёт о братьях наших меньших. Вина которых в сущности лишь в том, что верят людям. В кругу приятелей я поделился этой темой, они выказали одобрительное отношение к ней. Вслед за тем, кто-то выдал шутливый посыл: «А что, миряне, если хоть один раз в месяц не дерябнуть, да не выкурить хоть пачку сигарет – ВО денег, чёрт на печку не закинет. Да все их в этот фонд собачий. И больше нет проблем». Посмеялись. Кто-то бросил: «от смешного до великого…» Всяко-невидаль случается, подумалось, если дать волю фантазии. Автор: Владимир Гончарук, Челябинск |
Категория: О любви к животным | Добавил: Дельфин (21.07.2009)
|
Просмотров: 1381
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|