эффективный <PR> | Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Основные правила PR животного в сети. "Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
|
|
Немного необычного о зубах собак
О зубах собаки написано уже много. Однако, заводчики и владельцы часто спрашивают о самых обыкновенных вещах, о чем, вероятно, они не находят ответа в специальной литературе. Им предназначены эти советы, целью которых является помощь, а также сообщение некоторых менее известных факторов в этой области. Красивые зубы собаки являются настоящей гордостью ее владельца. Эту красоту, однако, надо беречь и надо ухаживать за ней, поэтому о зубах и об уходе за ними надо знать как можно больше. Ныне почти каждый владелец знает, что пасть собаки содержит 42 постоянных зуба. Двадцать из них находятся в верхней челюсти, 22 - в нижней. Общеизвестно и подразделение зубов на резцы, клыки, ложнокоренные (премоляры) и коренные зубы (моляры), а так же, что можно допустить отсутствие маленького премоляра, но нельзя допустить отсутствие какого-либо другого зуба. Руководители разведения в некоторых клубах не обращают внимания на последний коренной зуб в нижней челюсти - М3. Едва ли можно считать это правильным, к этому мы вернемся ниже. Начнем с молочных зубов. Их хорошее качество не считается обязательным - "все равно эти зубы выпадут" - но совершенно не обращать внимание на молочные зубы нельзя. Если сейчас почти все знают, что постоянных зубов должно быть 42, то поразительно, как мало заводчиков знают, как должен выглядеть отличный комплект молочных зубов. И он тоже должен быть безусловно полным, а так же здесь необходимо соблюдение определенных условий, иначе это признак того, что с зубами не все в порядке. Прежде всего, приведу число и вид молочных зубов у щенка: Первыми прорезаются клыки - по 2 в каждой челюсти. За ними резцы и премоляры. Часто бывает, что премоляры прорезаются раньше, чем резцы или одновременно с ними. Резцов должно быть в каждой челюсти по 6, в премолярах наблюдаются некоторые особенности. В молочных зубах отсутствует Р1. Если же он появляется и среди молочных зубов, это порок развития и это значит, что постоянный зуб уже не вырастет. Интересны функции и форма молочных премоляров. Поскольку еще нет коренных зубов, премоляры выполняют их функции; в молочных зубах премоляры очень важны. Поэтому они относительно большие и с развитой поверхность. Р4 - т.н. большой коренной зуб. Некоторые специалисты относят этот зуб к коренным, с которым он схож по внешнему виду и функции. По развитию же этот зуб не коренной, т.е. закладывается и как молочный, без сомнения относится к премолярам. Вернемся к количеству молочных зубов. Премоляров в каждой челюсти по 6, т.е. всего молочных зубов должно быть 28 - по 14 в каждой челюсти. Смена зубов происходит с 4 месяцев и должна закончиться в 6. Прежде всего, сменяются резцы - мы замечаем: что они как бы уменьшаются, исчезают. Корни этих зубов растворяются и служат материалом для строительства постоянных зубов. Отсюда существует неправильное мнение, что у молочных зубов нет корня. Корень есть, иначе они не держались бы в челюсти. Если же смена зубов не проходит гладко, и корень зуба не растворяется, то его можно увидеть и судить о его величине, когда ветеринар бывает вынужден удалить его. Неправильная смена зубов имеет разные причины, начиная с неправильного кормления и кончая генетическими причинами, и является частой причиной неровных зубов. Резцы являются зубами однокоренными и поэтому могут быть легко отнесены со своего места еще крепкими молочными зубами. Многие специалисты считают неровный ряд зубов у собаки плохой рекомендацией ее владельца. Не всегда это недосмотр хозяина, но какая-то для истины в этом есть. Из сказанного ясно, что в период смены зубов за ними надо тщательно следить, и, если обнаружится, что что-то не в порядке, произвести нужное вмешательство. Следует обратиться к опытному собаководу или посоветоваться с ветеринаром, или же попытаться самому, в менее тяжелых случаях удалить зуб. Чаще всего бывает достаточно несколько раз в день легко раскачивать зуб пальцем, обернутым стерильной марлей. Делать это нужно осторожно, лучше в форме игры, чтобы щенок не защищался, и чтобы у него не выработался оборонительный рефлекс. Часто удается удалить зуб нажимом в направлении наружу из челюсти. Больше всего затруднений с клыком. Это хотя и однокоренной зуб, но корень их очень крепкий, глубоко сидящий. Однако смещение клыков встречается редко, так как постоянный клык - зуб очень крепкий, который легко оттеснить себя не позволит. Но сдвоенные клыки выглядят очень не эстетично, поэтому нужно приложить все усилия для удаления молочного клыка. Но при этом существует опасность попортить постоянный зуб. Лучше всего освобождать зуб самому, он выпадает обязательно, хотя и очень поздно. Меньше всего затруднений бывает с маленькими премолярами, они легко удаляются нажимом в направлении наружу. Одновременно со сменой молочных зубов, прорезаются те постоянные, которые молочными не вырастают. Это моляры и Р1, который часто появляется еще до смены зубов. Коренные вырастают обычно без затруднений и необычно быстро. Уже упоминалось о том, что у некоторых пород допустимо отсутствие М3 в нижней челюсти. Мнения об этом допущении существуют различные. Автор не является его сторонником, ибо, хотя М3 в общем не является функциональным зубом, но однако аркаду нижней челюсти завершает и в эстетической точки зрения должны быть на своем месте. Необходимо упомянуть и о многих недостатках зубной системы. На каждую вещь можно посмотреть с разных точек зрения, поэтому взгляды на одну и ту же проблему могут быть противоположными. Уже упоминалось о том, что идеалом является полный комплект зубов, расположенный в ровную линию. Одну из возможных причин неровности ряда см. выше. Другой причиной бесспорно является культивирование длинной узкой морды, где практическим дуга, предназначенная для резцов, уменьшается. Необходимо помнить о том, что перестройки (в данном случае изменение скелета головы) мы достигнем удачным подбором пар гораздо быстрее, чем нам удастся достичь уменьшением резцов так, чтобы они без затруднения вошли в меньшую дугу и ровно в ней разместились. На важность этой проблемы указывает ветеринария. В этом случае мы встречаемся с фактом, что некоторые из резцов обычно оба парные первые или вторые, становятся в положение, выступающее из общего ряда. Здесь допускаются непоправимые ошибки при бонитировке, особенно в отношении кобелей, когда собаку с такими зубами (у других отношениях отличную и с хорошим генотипом) относят к низшей племенной категории, чем практически исключают из разведения, хотя есть реальные предпосылки, что в дальнейших генерациях при правильном подборе партнера этот недостаток исправился бы. Одно дело - выставки. Нельзя сказать ничего против, если судья отдаст преимущество собаке с ровным рядом зубов. Результат такого решения останется без последствий. Другое дело при бонитировке. Здесь судья несет большую ответственность. Нужно выносить решение очень осмотрительно и остерегаться безобъективных доказательств, например рентгеновских снимков, делать выводы о деформации челюсти (кстати, весьма редко встречающейся). Не один отличный кобель по этой причине не используется в разведении, в противоположность кобелям хотя и с безупречными зубами, но часто с изрядными генетическими изъянами. Пороки прикуса - недокус и перекус - являются дисквалифицирующими, и против этого нельзя возражать. Однако и здесь нужно быть очень осторожным, прежде чем выносить приговор. Некоторые клубы завели так называемую приемку щенков. В общем эта вещь весьма спорная, поскольку определить в 8-ми недельном возрасте экстерьерную, а тем более племенную ценность щенка более чем проблематично. Контроль помета должен бы служить иной цели - контроль ухода за сукой и пометом. Помет может оцениваться лишь с точки зрения выравненности - пороки выявляются лишь дисквалифицирующие. Хотелось бы остановиться на опасности ошибки при оценке соотношения челюстей. Специфическое строение лицевых костей у животных дает возможность неравномерного роста этих костей. В общем очевидно, что порочный прикус исправляется до ножницеобразного при смене зубов в 50% случаев. Здесь нельзя опустить одну интересную вещь. Специалистам это правило хорошо известно, и частный заводчик или ветеринар правдиво информируют огорченного владельца такого щенка о положении вещей, но, однако, есть и хитрецы, которые выгодно продают то, что знают. Предлагают какие-то инъекции, которые якобы все исправят, и, действительно, так часто получается. Но однако, совсем не от инъекций. Если же так не выходит, то объясняют, что владелец щенка поздно обратился, или же, что порок очень уж тяжелый. Не помогают ни какие инъекции, их не существует нигде, и на западе тоже, не помогают ни какие массажи, а только лишь хорошая и богатая минеральными веществами пища. О перекусе или недокусе можно вынести окончательное решение лишь после смены зубов. Разумеется, что у маленьких щенков, у которых порок можно выявить уже в раннем возрасте, вероятность, что прикус будет неправильным выше, чем у щенков, которые имеют нормальный прикус. Этим фактором можно руководствоваться, например, при селекции многочисленного помета (если щенков родилось более 8-ми). Будем далее рассматривать постоянные зубы. Зубы выросли все, ровные и красивые, и мы на этот счет спокойны. Уже упоминалось, что в 6 месяцев все зубы должны быть в наличии. Однако, иногда бывает, что какого-либо нет, и мы должны выяснить в чем причина. Часто бывает, что зуб есть, но он не прорезался и под кожей хорошо прощупывается. В этом случае кожу не нужно прорезать, иначе она снова зарастет, но протравливать палочкой, которую можно купить в аптеке. Это операция безболезненная и зубы появляются за несколько дней. Иногда под кожей ничего не прощупывается, и тогда, нужно смириться с тем фактом, что этот зуб не вырастет. Особенно опасными являются племенные кобели, носители высоких титулов, весьма желательные для вязок: они способны пороком скрытой неполнозубости в буквальном смысле слова заморозить популяцию, если они являются носителями этого нежелательного порока. Нужно обратить внимание еще на одну проблему. Бывает, и не так уж редко, что некоторые из молочных зубов не выпадают - персистируются. Обычно это бывает тогда, когда не образуется постоянный зуб. Корень молочного зуба не растворяется (т.к. нет причины) и постоянный зуб не вытесняет молочный. Чаще всего это бывает с Р2 и Р3. Персистирующий молочный зуб часто держится до 2-го и даже 3-го года жизни, за это время собака проходит ряд выставок и бонитировку. Везде, понятно, фигурирует как собака с полным комплектом зубов. И вдруг на очередной выставке судья не обнаруживает одного зуба. Владелец, естественно, защищается, предъявляет описания с предыдущих выставок и сам совершенно уверен, что собака потеряла зуб вследствии какой-нибудь травмы. К сожалению это не так. Сломать себе зуб собака конечно могла, но не вывернуть его с корнем. И ветеринару, вооруженному соответствующим инструментом нужно приложить немалое усилие, чтобы вытащить собаке зуб. Здесь речь может идти только об утрате персистирующего молочного зуба, который, в конце концов сам выпал. Судья, который в классе чемпионов на зубы не смотрит, делает ошибку. Таким образом получается, что по свету бегают неполнозубые интер-чемпионы. Понятно со всеми последствиями, которые этот высокий титул приносит. При бонитировке необходимо не только считать зубы, но и тщательно осматривать. Специалист должен уметь отличить молочный зуб от постоянного. Наконец несколько слов об уходе за зубами собаки. Взгляды здесь различны и некоторые против механической чистки зубов собаке. Позволительно с ними не согласиться. Если бы это не было необходимо не было бы такого количества собак с "каменоломней" на зубах. Нужно считаться с тем, что не все владельцы дают своим собакам корм с необходимым количеством минеральных веществ, не все дают грызть собачьи сухари, либо подходящие кости. Не каждая собака будет грызть морковь или яблоко. А поэтому надо чистить собаке зубы каждую неделю. Инструменты простые, детская зубная щетка, щетина которой сострижен на половину высоты и хорошая зубная паста, не пенящаяся, которая хорошо растворяет отложения, образующее зубной камень. Образовавшийся зубной камень нужно регулярно удалять у ветеринара. Лишь таким образом можно сохранить зубы собаки до старости, а самих себя - от неприятного запаха изо рта собаки. Каждый зубной ущерб, отломанный кусок зуба необходимо лечить у специалиста. Зубы собаки нужно беречь максимально: никогда не бросать собаке камни или другие слишком твердые предметы. И. Урбанкова, Перевод с чешского Е. Степановой |
Категория: Ветеринария | Добавил: Дельфин (20.07.2009)
|
Просмотров: 1577
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|