Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
"Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Вся наша жизнь состоит из контрастных событий, следующих чередой друг за другом. Нередко мы слышим о случаях спасения детей животными, но бывает и наоборот, кровавые трагедии, виновниками которых являются наши же домашние любимцы, заставляют нас содрогаться. Чаша весов мнения о том, взять или нет четвероногого друга в семью, имеющей маленького ребенка, склоняется то в одну, то в другую сторону.
Как же вам поступить? В первую очередь необходимо знать о том, что домашние животные появились в результате деятельности человека для удовлетворения всех его мыслимых и немыслимых потребностей. Процесс одомашнения диких животных, длящийся вот уже десятки тысячелетий, основывается на отборе особей, дружественно относящихся к человеку. Так возникло более четырехсот пород собак, поведение которых является зеркальным отражением внутрисемейных взаимоотношений, где это животное проживает.
Известны случаи воспитания дикими и домашними животными детей, которых человечество нарекло по имени их спасителей: "дети газелей" и "дети волков", обнаруженных в Вест-Индии, а также пятилетнего "маленького Тарзана", перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора. В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, которому было около 12 лет и он жил там один. Но это были случаи с потерянными детьми. Недавно в южноафриканском городе Спрингсе произошло событие, которое потрясло весь цивилизованный мир. На окраине города около одного из домов в собачьей конуре полицейские обнаружили жалобно скулившего совершенно голого белого мальчугана. Ему исполнилось 2 года и он не умел не только говорить, но и ходить. Передвигался он на четвереньках, причем, его руки и ноги приняли форму лап, чтобы удобно было на них бегать. Большую часть своей жизни малыш провел на цепи. Его пьяные родители, появившиеся в больнице, куда мальчик был помещен для стационарного лечения в связи с атрофией последней степени, принесли ему гостинец - кусок вяленного мяса. Конечно, при таком питании, ребенок не смог бы выжить, если бы не собака, которая вскормила и воспитала его.
В разные времена и в разных странах собаку считали или священным животным или дьявольским созданием, приносящим либо удачу, либо несчастья. И тем не менее, в большинстве своем, люди отмечали особое отношение этих животных к детям. В древнем Риме полагали, что лай отгоняет злых духов и состоятельные граждане держали собак в своих домах. В Верхнем Пфальце, в Германии, чтобы у ребенка легче прорезывались зубы и не болели глаза, на их шею надевали шнурок с привязанным к нему собачьим клыком, а тем кто разговаривал во сне - на руку. В ранние средние века в Западной Европе собака олицетворяла преданность, храбрость и бдительность. Собака являлась эмблемой святых Бернарда и Доминика. Члены этих орденов называли себя "Dominis canis" - собаки Господа. В VIII веке на перевале в швейцарских Альпах был построен монастырь св. Бернарда. Уже с тех времен монахи для поисков заблудившихся путников использовали больших лохматых собак, у которых к ошейнику привязывался небольшой бочонок с ромом. Монастырь получил мировую известность из-за сенбернара Барри, спасшего пятилетнего ребенка-сироту, одного из сорока человек, найденных им под снегом.
На Руси и в России собаки нередко помогали крестьянам в воспитании детей. Из-за недостатка времени в рабочую пору родители поручали пяти-семилетним несмышленышам или отживающим свой век старухам присматривать за младенцами. Их добровольными помощниками становились домашние животные - телята, которые вылизывали волосы на голове беспомощного малыша, собаки и птица, поедавшие остатки пищи на их губах. "Для лечения дитяти,- пишет русский этнограф XIX века Д.И. Успенский,- в собачьей старости (так крестьяне называют атрофическое состояние детей в последнем периоде его развития) либо пaрят его вместе с щенком в печи и, ударяя веником то одного, то другого, говорят: "Щенок! Возьми свою старость!", либо катают по телу больного кусочек хлебного мякиша и отдают съесть одношерстной собаке". А какие слова произносили матери и няньки при умывании больных детей: "У кошки боли, у собаки боли, у лошадки боли, а у Ванюшки не боли"! Замечено, что и дети и собаки тянутся друг к другу, а их поступки и поведение в чем-то схожи. "Ребенок и собака узнают доброго человека",- говорят в Литве.
Много фактов собрано о целительном воздействии собак на течение болезни у человека. Но это тема отдельного разговора. Здесь я только упомяну о мнении американских врачей о положительном влиянии собаки на организм бездетной женщины, которая в ряде случаев может обрести счастливую возможность зачать ребенка.
И все же, почему домашние животные, и чаще всего собаки, так очаровывают наших детей? Для этого необходимо знать этапы психологического развития ребенка, особенности его первого года жизни.
Первый год после рождения - год, определяющий поведение человека на протяжении всей его дальнейшей жизни - способность ребенка адаптироваться в социальной среде, то есть к контактам с друзьями, позднее - с коллегами по работе и создания своей семьи. В первые шесть месяцев жизни следует уделять вашему ребенку очень много внимания, дарить ему свою любовь и ласку, играть с ним, в чем он, несомненно, нуждается. То есть, у него должен быть постоянный контакт с тем, кто о нем постоянно заботится. Раньше бабушка или нянюшка баюкала и рассказывала сказки. Теперь же их заменил телевизор. Ребенку часто не хватает человека, с которым он мог поговорить, кто ухаживал бы за ним и помогал его воспитанию. Большинство родителей заняты добыванием средств для существования. Но вскоре наступит время, когда количество вашего внимания будет уменьшаться. Такая необходимость связана с тем, чтобы у ребенка развивалась самостоятельность и независимость. Резкий обрыв контакта не должен иметь место - это нанесет ему психическую травму. Вы должны постепенно и осторожно заменить себя чем-либо. Чем? В первую очередь, игрушками, но можно и... животными.
С одной стороны шестимесячный ребенок требует внимания и ухода, с другой - у него развивается чувство самостоятельности и независимости. В 1,5-2 года он хочет самостоятельно есть, беря ложку в руки, но вы ему не разрешаете этого, боясь, что он испачкается или уронит еду. В 5 лет, он уже будет требовать, чтобы вы его кормили, но один из основных принципов в цепи формирования процесса самостоятельности у ребенка вами уже упущен - время, когда ему это нравилось делать, прошло. Помните как у русских крестьян домашние животные ухаживали за их детьми? Именно с шестимесячного возраста окружающие предметы начинают привлекать к себе внимание малышей. Чувство любопытства, ярко выраженное в раннем возрасте человека и животных, является стимулом к познанию окружающего мира и развития у них самостоятельности и независимости. Чем меньше внимания к нему со стороны матери, тем больше он интересуется окружающим и у ребенка возникает новое чувство - чувство привязанности к какому-либо постоянному и доступному ему предмету, который можно потрогать руками, засунуть в рот, заснуть с ним в обнимку. Этими предметами может быть что угодно: палец руки, разнообразные игрушки, постельные принадлежности, собаки, кошки и др. Такие предметы педиатр Бенджамин Спок назвал "утешителями". "Утешители" - это предметы, заменяющие мать и имитирующие состояние комфорта, которое испытывает ребенок рядом с матерью или человеком, ухаживающим за ним.
Начиная с шестимесячного возраста ваш малыш начинает садиться в кроватке и одновременно у него возникает желание быть независимым, иначе, руководить самому, а не быть подчиненным. Когда вы пытаетесь положить его на спину, он начинает высказывать свое неудовольствие хныканьем и садится, то есть сопротивляется вашим действиям. В более старшем возрасте у детей отмечается упрямство. Секрет привлекательности собак заключается в том, что они для детей становятся компаньонами, а не руководителями как в играх, так и в жизни. Здесь руководителем становится любой ребенок. Посмотрите как общаются дети с животными: они одевают их в разные одежды, заворачивают в одеяла; подражая взрослым, беседуют с ними, выговаривая им или хваля их; пытаются кормить с ложки своих подопечных и пр. Малыш на ваших глазах превращается во взрослого. Он и сам ощущает свою значимость, возлагая на себя ответственность родителя и имитируя отношения, сложившиеся в вашей семье. Наблюдая игры своего ребенка с животными, раскрывающие взаимоотношениях членов семьи, вы можете увидеть как бы со стороны все свои недостатки и положительные качества.
Из всех домашних животных самыми терпеливыми к детским играм являются собаки. Кошка не позволяет такой фамильярности - она больно царапается и убегает. А собака все сносит, так как обладает более любвеобильным темпераментом. Совместное проживание в семье животного дает возможность развить чувство любви у вашего малыша, а затем и душевной открытости, доброжелательности и гостеприимства.
Собаки, как и дети, требуют ухода и воспитания. Ваш малыш станет не только участником, но и активным действующим лицом в процессе кормления, купания и прогулках со своим четвероногим другом. Все это поможет быстро сформировать у вашего ребенка одну из главных черт человеческого характера - чувство ответственности. Конечно, собака не заменит общение с его ровесниками, но очень часто такие ребята становятся лидерами среди сверстников - руководящие и организаторские навыки у них развиваются раньше, нежели у тех, кто не имеет животных.
Мы прекрасно знаем, что дети по отношению друг к другу могут быть очень жестоки. Резкие обидчивые высказывания друг другу, мелкие ссоры, кажущиеся трагедией для вашего ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, чувство несправедливо обиженного - все это приводит к тому, что малыш стремится рассказать о случившемся сначала своему "утешителю", пожаловаться и даже поплакаться ему, так как родители часто заняты или слушают, по мнению обиженного ребенка, невнимательно и без всякого сочувствия. Выговорившись и пообщавшись со своим другом-утешителем, дети испытывают облегчение и... забывают обо всем плохом. Наступает вновь комфортное душевное состояние.
Коррекция агрессивного поведения ребенка в возрасте 3-4 лет довольна проблематична. Многие дети в этом возрасте бывают весьма жестоки не только друг к другу, но и к животным, не осознавая происходящего. Понимание дружбы и альтруизма приходят позднее. Что вам делать? Наверное, большинству не стоит приобретать собаку, если у вашего чада обнаруживаются элементы агрессии. Их надо убирать путем систематического объяснения о недозволенности таких поступков с его стороны. Но если вы все же взяли в дом щенка, то тут надо сразу же усвоить следующие правила. Во-первых, вы должны сразу же пресекать элементы агрессии у вашего ребенка, когда он щипнет животное, пнет или попытается ткнуть его палочкой. Надо постоянно объяснять, что это живое существо, что ему больно и пр. А иногда стоит поступить с ним также, как он обращается с животным. Щенок взрослеет очень быстро. Жизнь человека идет разными темпами и ритмами, нежели жизнь собак. Щенок в возрасте шестидесяти дней сравним с ребенком, которому 14 месяцев, в возрасте шести месяцев - с пятилетним, в восемь месяцев - с девятилетним, а в 1 год - уже с четырнадцатилетним подростком. Поэтому, щенок в возрасте 6 месяцев сумеет постоять за себя. И вот здесь не стоит мешать выяснению отношений между ними, которые в большинстве случаев происходят очень быстро: собаку щипают - она кусает. На этом все заканчивается. Ребенок начинает понимать, что если ты причинил животному боль, то оно ответит тебе тем же. И необходимо постоянно развивать чувство любви у вашего малыша, предупреждая этим самым закрепление агрессии. "Щенку больно, когда ты его щиплешь. Лучше погладь его, пожалей - он, ведь, маленький! Он обижается на тебя за это, поэтому и кусается. Он тебя любит, а ты ему причиняешь боль. Я тебя очень люблю и если я буду тебя бить, ты же будешь плакать и пр."
Дети в возрасте 7-12 лет часто просят купить собаку и клянутся, что будут ухаживать за ней. Многовековой опыт показал, что крайне редко кто из детей постоянно ухаживает за животными. Результаты проведенного опроса 1100 владельцев собак сотрудниками американской ассоциации по лечению животных показали, что в 66 % семей собакой занимается мать, в 19 % - отец и лишь в 7 % их дети принимают регулярное участие в уходе за собакой и занятиях с ней. Поэтому, беря собаку в дом, рассчитывайте, что ухаживать, в основном, придется вам.
Смерть животного - трагедия в семье. Эту трагедию ребенок должен прочувствовать полностью. Но только в том случае, если жизнь собаки оборвалась внезапно: попала под колеса автомобиля, умерла от инфекционного заболевания в доме. Но если старую дряхлую собаку требуется усыпить, если у собаки онкологическое заболевание и она мучается, то лучше сказать малышу, что собаку отвезли в клинику, где ей сделали операцию, а затем ее перевезли в санаторий на долечивание. Иначе вы нанесете ребенку тяжелую психическую травму с непредсказуемыми последствиями. Если собака умерла дома на глазах вашего ребенка, никогда не говорите о том, что мы возьмем новую, которая заменит прежнюю. Никогда, слышите, никогда! Новая не заменит старую. Этими словами и следующими за ними поступками вы сделаете из него равнодушного человека. Да и вы сами можете оказаться на месте своей собаки. Подождите, ребенок вам сам скажет, когда он захочет новую собаку.
Итак, взвесив свои возможности, желание и согласие всех членов семьи, вы поступите так, как считаете нужным, но ни в коем случае не идите на поводу своего чада.