эффективный <PR> | Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Основные правила PR животного в сети. "Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
|
|
Наша соседка по городу - серая ворона
Исследования орнитологов свидетельствуют об одном: деятельность кроухантеров довольно бессмысленна. Даже, если принять точку зрения, согласно которой ворона является абсолютным вредителем, то окажется, что численность популяции ворон слишком велика, чтобы отстрелы имелы какое-нибудь значение. Таким образом, убийство ворон - это деятельность, осуществляемая ради удовольствия, а не ради достижения конкретной цели. Обратите внимание на цифры в статье д.б.н. В.М. Константинова Экология и поведение серой вороны в последние годы привлекли внимание многих исследователей. Однако, несмотря на многочисленные специальные исследования и публикации, посвященные этому виду, до сих пор существуют противоречивые мнения о биоценотической роли серой вороны, ее практическом значении и даже систематике. Столь же различно и эмоциональное отношение к этому виду у разных людей. Одни восторгаются экологической пластичностью, интеллектуальными способностями и заботливостью ворон о своем потомстве, другие столь же эмоционально резко оценивают отрицательное воздействие ворон на певчих и водоплавающих птиц, подчеркивая их хищнические и воровские способности, третьи сосредоточиваются на том, что эти неряшливые и громкоголосые птицы постоянно беспокоят людей, царапают позолоту на куполах церквей, нарушают коммуникации, загрязняют памятники архитектуры. Еще одна причина настороженного отношения людей к воронам связана с тем, что они всегда собирались в местах крупных сражений; многочисленными они были и в тяжелые для Москвы годины: в период опричнины и наполеоновского нашествия. Это лишь немногие крайние оценки многогранной деятельности нашей ближайшей соседки в городе — серой вороны. Рассмотрим последовательно особенности экологии и поведения серой вороны в городе. Но сначала о систематике. Как отдельный вид, ворона (Corvus cornix L.) была описана К. Линнеем в классическом труде «Система природы» вместе с близким ей видом — черной вороной (Corvus corone L.). Дальнейшими исследованиями выяснили, что в обширных зонах контакта черные и серые вороны образуют смешанные пары, дают полноценное, способное к размножению потомство. Это свидетельствует о том, что серая и черная вороны в природе пока не достигли полной репродуктивной изоляции, характерной для настоящих видов. Поэтому систематики объединили черную и серую ворон в один вид — ворона (Corvus corone), придав им ранг подвидов. Под единым видовым названием серая и черная вороны вошли в систематические сводки и крупные монографии. Однако в дальнейшем среди серых и черных ворон были выделены собственные подвиды, поэтому внутри одного вида Corvus corone стали указывать две группы подвидов: серых (cornix) и черных (corone) ворон. Более последовательной позиции придерживался известный отечественный орнитолог Л. С. Степанян, считавший серую и черную ворон почти видами. Это позволило сохранить за серой и черной воронами их собственные названия, данные в свое время К. Линнеем, показать, что они прошли длительную совместную историю в составе единого вида, тем самым подчеркивая их эволюционную близость. Поэтому все сведения и рассуждения в настоящей статье относятся к серой вороне. Многочисленные стаи врановых, в том числе и серых ворон, издавна зимовали в крупных городах Центральной России, совершая суточные миграции (утром на кормежку, вечером на ночевку), первые научные описания которых, сделанные в середине XIX в. в антропогенных ландшафтах Воронежской губернии, принадлежат известному путешественнику, фаунисту, одному из первых отечественных экологов Н. А. Северцову. Учеты, проведенные нами в 1980-х годах, показали, что в те годы в Москве зимовало 700—800 тыс. особей врановых птиц, из которых 76% составляли серые вороны, 23 % — галки, 0,8% — грачи. В меньших по размеру городах (Ленинграде, Казани, Киеве, Львове, Липецке, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Ставрополе) меньшим было и число зимующих врановых птиц (около 100—200 тыс. особей). Еще в начале XX в. с приближением весны вороны покидали города и гнездились в отдалении от жилья человека, и лишь отдельные пары устраивали гнезда в пригородах и лесопарковых зонах больших городов. Интенсивная урбанизация серой вороны началась только во второй половине XX в. и прослежена на обширной территории Европейской России. Так, первые вороньи гнезда в Перми были обнаружены в 1955 г., в Свердловске (Екатеринбурге) в 1958 г., в Воронеже в 1976 г., в Тамбове в 1981 г. Темпы, которыми шло увеличение численности гнездящихся в городах ворон, можно проиллюстрировать на примере освоения ими г. Астрахани. В этом городе немногие гнездящиеся пары ворон были впервые зарегистрированы в 1965—1966 гг. В 1967 г. в центре города на учетной площади в 6—7 кв.км уже было обнаружено 9—10 гнездящихся пар, в 1968—1969 гг. — 15—18 пар. Наиболее заметное увеличение городской популяции ворон было отмечено с начала 70-х годов, когда на одной и той же площади гнездилось в 1970 г. — 24, в 1971 г. — 39, в 1972 г. — 47 пар. В конце 70-х годов гнездовая популяция серой вороны в Астрахани состояла уже из 74 пар. В 80-х годах число гнездящихся пар стало увеличиваться еще быстрее, достигнув к 1983 г. 176 пар. В середине 60-х годов было отмечено и постепенное увеличение численности ворон, гнездящихся в Москве. В результате учетов, проведенных в 1965 г. в юго-западном секторе Москвы, на маршруте протяженностью 13 км было обнаружено 27 жилых гнезд, к середине 70-х годов здесь уже было 66 гнезд, а к концу 80-х годов гнездовая численность серой вороны достигла максимального уровня — 300 гнезд. После этого стали происходить флуктуационные изменения числа гнездящихся птиц, связанные с погодными, экологическими и социально-экономическими условиями большого города. К середине 90-х годов количество гнезд на том же маршруте сократилось до 231, что объясняется некоторым снижением пищевой привлекательности городских территорий (улучшение санитарного состояния дворов и улиц, уменьшение количества пищевых отходов в мусорных баках и на городских свалках, связанное с резким падением уровня жизни населения). В 1998 г. отмечен новый подъем числа гнездящихся ворон — до 315 гнезд, после которого вновь произошло незначительное снижение. Полные учеты гнезд серой вороны, проведенные в 1990—1997 гг. в нескольких городах и поселках Ивановской области, показали, что в отличие от больших городов в небольших населенных пунктах серая ворона немногочисленна, и плотность ее населения в гнездовое время уменьшается. Например, в г. Приволжске плотность населения серой вороны за этот период снизилась почти в 2 раза. Вероятно, такие изменения обусловлены ухудшением кормовой базы в виде пищевых остатков, связанные с ухудшением социально-экономических условий людей. Возможно, произошло перемещение части популяции серой вороны из небольших поселков и городов в крупные населенные пункты. Процесс урбанизации сопровождается существенными изменениями в поведении и экологии птиц. Вороны, весьма осторожные в природе, в городе не боятся человека, подпускают людей на близкое расстояние, а в некоторых скверах и парках г. Москвы стали брать корм из рук. Вместе с тем возросла агрессивность ворон: случается, что при защите птенцов птицы налетают на человека сзади и наносят несколько сильных ударов клювом и крыльями по голове. В кормовом поведении городских ворон отмечен ряд элементов, совершенно несвойственных птицам, обитающим за пределами города. Например, многие из них научились размачивать в лужах засохшие куски пищи и успешно передают этот опыт молодым; часть ворон научилась раскалывать твердые предметы (орехи), сбрасывая их на асфальт с большой высоты, а некоторые — даже подкладывая их под колеса автотранспорта, поездов и трамваев. Особое недовольство работников коммунальных служб вызывают игры ворон на крышах зданий, во время которых птицы, присев на хвост и лапы, съезжают, как с горок, по крутым скатам, царапая их поверхность когтями. Благоприятные условия для обитания птиц в городе снизили миграционную активность у урбанизированных популяций: более трети ворон, гнездящихся в городах Центральной России, стали оседлыми. Существенные изменения коснулись и гнездового стереотипа птиц. В слабо измененных ландшафтах Центрального региона Европейской России вороны проявляют явную тенденцию к расположению гнезд на березе, сосне, дубе и некоторых других деревьях, устраивая свои крупные гнезда в развилках из нескольких ветвей. В городских условиях вороны гнездятся на имеющихся видах деревьев (в Москве это преимущественно тополь, липа, береза, клен и некоторые другие виды высоких деревьев с хорошо развитыми кронами). Кроме того, вороны стали регулярно гнездиться и на различных постройках: на опорах ЛЭП, площадках пожарных лестниц, на карнизах, чердаках и в архитектурных украшениях зданий. Процесс этот шел постепенно. Так, в 1965 — 1966 гг. в Москве было обнаружено лишь три гнезда ворон на различных постройках, в 1978 — 1980 гг. десять случаев гнездования ворон на зданиях, а в 1985—1990 гг. гнездование ворон на зданиях становится уже обычным. Широкая экологическая пластичность, проявившаяся в выборе разнообразных мест для гнездования, послужила одной из важных черт экологии, позволившей серой вороне, как, впрочем, и другим синантропным видам птиц, проникнуть в полностью трансформированные людьми ландшафты крупных городов. В городах птицы в качестве строительного материала для гнезд нередко используют различные предметы антропогенного происхождения. Например, многолетнее гнездо серой вороны высотой около 1 м, снятое с опоры ЛЭП, которое было продемонстрировано на Первом совещании по врановым птицам, проходившем в 1984 г. в г. Москве, в основном было построено из алюминиевой проволоки. В литературе имеются данные о том, что серые вороны в течение несколько лет занимают одно и то же гнездо, каждый раз реконструируя его. Однако в Москве и в ближайшем Подмосковье вороны редко занимают старые гнезда, чаще они ежегодно строят новые, что связано, видимо, с частым их беспокойством и разрушением гнезд людьми. Этими же причинами объясняется и большая высота расположения гнезд в городах. В слабо освоенных и редко посещаемых районах вороньи гнезда обычно располагаются на высоте от 2,5 до 6 м от земли. Но в городах вороны устраивают гнезда на значительно большей высоте и в более труднодоступных местах. Так, в черте г. Москвы все обнаруженные гнезда находились на высоте от 4 до 21 м, причем основная их часть — на высоте от 10 до 15 м, в г. Иванове средняя высота расположения гнезд составляла 18 м, в г. Череповце — около 13 м. При гнездовании серых ворон весьма важным оказывается расстояние между жилыми гнездами. В слабо измененных ландшафтах это расстояние для большинства жилых гнезд составляет 80—200 м. В таких поселениях сохраняется связь между соседними парами, что имеет значение при коллективной защите гнезда от хищников. В городе такое равномерное распределение гнезд существенно нарушается. В городских парках гнезда располагаются на расстоянии 60—80 м друг от друга, а в районах жилых кварталов — отдельными группами, и расстояние между этими группами может составлять несколько сот метров. Решающим моментом для расположения гнезда на определенной территории является наличие кормов в количестве, достаточном взрослым птицам в период строительства гнезда и откладывания яиц. С 15 апреля по 6 мая 2001 г. нами были проведены абсолютные учеты гнезд серой вороны в северо-восточной, юго-восточной и юго-западной частях Москвы. Всего было обследовано около 12 кв. км городской территории, где отмечено 505 гнезд, из них 322 были жилыми. Плотность гнездования ворон в среднем составила 60 пар на 1 кв. км. О глубоких изменениях, произошедших в экологии урбанизированных птиц, свидетельствует удлинение репродуктивного периода, отмеченное у городских ворон. Обычными сроками строительства гнезд в слабоизмененных лесных ландшафтах средней полосы европейской части России является последняя неделя марта—начало апреля. Но мягкие температурные условия большого города обеспечивают более раннее таяние снега, здесь на 2—3 недели раньше распускаются листья на деревьях, раньше становятся активными мышевидные грызуны и беспозвоночные, входящие в рацион птиц. В связи с этим раньше начинают гнездиться городские птицы. Полностью построенные гнезда ворон в Москве отмечены во второй половине марта, а в конце этого месяца, то есть на полторы-две недели раньше, чем в естественных ландшафтах, в городе уже встречаются полные кладки. В 20-х числах апреля в гнездах городских ворон появляются птенцы, а в конце мая — слетки. Как известно, пределы объема кладки у птиц являются генетически обусловленным признаком. У ворон минимальный объем полной кладки составляет 2 яйца, максимальный — 6, а в среднем кладки содержат от 3 до 5 яиц. Величина эта меняется в зависимости от конкретных кормовых и погодных условий года в репродуктивный период, но не выходит за рамки указанных пределов. В значительно большей степени варьирует число благополучно вылупившихся, выкормленных и вылетевших из гнезда птенцов. При недостатке кормов в процессе насиживания возрастает количество слетов самки с гнезда, тем самым нарушается режим насиживания, происходит гибель кладки в целом или отдельных яиц. При недостатке корма во время выкармливания выводка в первую очередь гибнут младшие и наиболее слабые птенцы в выводке, за счет чего оставшиеся птенцы получают больше корма. В городах, где максимально проявляется хозяйственная деятельность людей, кормовая база значительно богаче, чем в естественных ландшафтах, но нередко подвержена резким изменениям, совершенно не связанным с естественными природными процессами. Так, прекращение выбросов сточных вод, уничтожение свалок хозяйственных отбросов, массовые мероприятия по уборке территории, промышленная утилизация отходов пищевых производств и т.д. резко ухудшают кормовую базу синантропных популяций, при этом указанные изменения не сопровождаются предварительными «сигналами», которые могли бы быть заранее восприняты птицами, как это имеет место в естественных ценозах. Исследования последних десятилетий показали, что в сильно измененных человеком ландшафтах у птиц происходит увеличение плодовитости: появление дополнительных кладок и возрастание числа яиц и птенцов, благополучно заканчивающих развитие. Если в слабоосвоенных ландшафтах среднее число яиц в полной кладке составляет в среднем 3,4—4,0 яйца, то в сильно и полностью трансформированных условиях оно возрастает до 4,2—4,7. Число вылупившихся птенцов в сильно измененных ландшафтах в среднем также оказывается несколько большим (3,8), чем в слабоизмененных лесных ландшафтах (3,2—3,5). Существование определенной тенденции к повышению плодовитости у урбанизированных популяций серых ворон подтверждается и числом птенцов, вылетевших из гнезд. Однако оно заметно меньше числа отложенных яиц и в силу указанных причин подвержено очень большим колебаниям. Учитывая эти обстоятельства, а также то, что преследование серых ворон во все сезоны года создает повышенный отход из синантропной популяции по сравнению с популяциями, обитающими в условиях, близких к естественным природным ландшафтам, можно заключить, что популяции птиц в условиях города имеют особый режим и темп обновления по сравнению с исходными «дикими» популяциями, что, по-видимому, приводит к ускорению дальнейшей адаптации птиц к измененным человеком ландшафтам. Роль ворон в городах трудно оценить однозначно. С одной стороны несомненно, что при чрезмерно возросшей численности их деятельность наносит весьма ощутимый вред коммунальному хозяйству и оказывает негативное воздействие на и без того обедненную фауну города. Но в некоторой степени это компенсируется санитарной ролью ворон и их средообразующей деятельностью, поскольку гнезда ворон активно используются некоторыми видами хищных птиц — ушастыми совами и мелкими соколами. В Москве и ряде других крупных городов России неоднократно предпринимались попытки регуляции численности ворон: отлов с помощью ловушек, отстрел, применение ядохимикатов, уничтожение гнезд и кладок. Как правило, все эти дорогостоящие мероприятия, не говоря уж об их антигуманности, не давали ощутимого эффекта и в лучшем случае позволяли на некоторое время снизить численность ворон на сравнительно небольшой территории. Значительно лучшие результаты дает правильное применении звуковых и световых репеллентов. Но совершенно очевидно, что существенного снижения численности ворон в городах можно добиться, лишь подорвав их кормовую базу, то есть ликвидировав несанкционированные свалки, окружающие в настоящее время города, введя в обиход плотно закрывающиеся мусорные контейнеры. Может быть, стоит вспомнить о том, что в 60—70-х годах в подъездах домов обычно стояли отдельные баки для пищевых отходов, содержимое которых вывозили не на свалки, а на пригородные свинофермы, и возобновить эту практику. Во всяком случае, при имеющемся положении дел сокращение численности ворон приведет к росту численности их пищевых конкурентов — серых крыс, и это вряд ли будет способствовать оздоровлению городской среды. Автор: В. М. Константинов, доктор биол. наук Московский педагогический государственный университет Источник: http://www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/28/st05.html |
Категория: О любви к животным | Добавил: Дельфин (21.07.2009)
|
Просмотров: 1687
| Рейтинг: 2.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|