Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
"Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Вы взяли в дом маленькое существо. Это не пушистая хорошенькая игрушка, а живой кошачий ребенок, требующий к себе очень много внимания, заботы и любви, впрочем, как и все детишки. Ему может быть грустно, одиноко, страшно первые дни на новом месте, он будет плакать, не сразу поймет, где его туалет, будет искать маму и братьев-сестричек. Постарайтесь уделять ему побольше внимания в эти первые трудные дни, не ругайте, почаще разговаривайте с ним, ласкайте. Имя свое котенок как правило запоминает почти сразу, главное, называть его все время одной кличкой и поначалу связывать ее с кормежкой, лаской и прочими приятными моментами. Постарайтесь не допускать к котенку маленьких детей, которые могут причинить ему нечаянный вред, нельзя давать слишком много таскать его на руках, тискать - кошки с рождения любят свободу и независимость, никогда не смирятся с положением живой игрушки и могут стать опасными, как и всякий хищник, пусть даже маленький. Отношения с кошкой с самых первых дней нужно строить прежде всего на взаимоуважении, помнить, что эти зверьки очень дорожат своей независимостью и достоинством, горды, благородны и справедливы, не терпят насилия, приказов и грубости, прекрасно оценивают доброе и уважительное отношение к себе и отдают вашу любовь сторицей.
Запомните раз и навсегда: на котенка и взрослую кошку нельзя кричать, нельзя бить и пугать. Звери не понимают человеческих слов, и сколько бы вы не выговаривали своему питомцу, что сюда писать нельзя, это грызть нельзя, а вон туда нельзя заходить, он вас никогда не поймет, а если выговор будет сделан еще и на повышенных тонах, - испугается, затаит страх и недоверие. Наиболее часто конфликты с котом или кошкой возникают в туалетном вопросе. Кошки очень чистоплотны и требуют того же от своих хозяев. Кошачий туалет должен быть всегда вымыт или в нем должен быть чистый наполнитель. Чаще всего котята уже умеют ходить в определенное место, они учатся этому у матери, и новым хозяевам всего лишь нужно показать, где туалет. Не пугайтесь первых "промахов" мимо кюветки - котенок слишком занят изучением нового мира, может потеряться, заблудиться, забыть, где туалет. Ни в коем случае не надо хватать его за шкирку, тыкать носом в лужу или кучку и с грозными криками тащить в туалет: ничего котенок не поймет, только испугается, и может увязать свой страх не с лужей на полу, а именно с туалетом, куда его так грубо ткнули. Обмакните бумажку в лужицу, положите ее в кошачий туалет и поместите туда котенка, он сам обо все догадается. Главное, все делать спокойно, без криков и злости. Часто кошки выражают свое недовольство поведением хозяина внезапным отказом от хождения в туалет, начинают делать свои дела где попало, в самых неожиданных и возмутительных местах. Хозяину следует прежде всего разобраться в себе - не обижает ли он кошку, следит ли за чистотой туалета и т.д. Часто мыть котенка, да и взрослую кошку, нельзя: смывается защитный жировой слой с волосков, шерсть портится, да и есть риск простудиться. Мыть нужно в случае крайней надобности, если котенок сильно перепачкался или сбежал на улицу.
Даже если котенок не выходит на улицу, он может подцепить блох и ушных клещей, которые "приезжают" в наши квартиры на обуви, собачьих лапах и т.д. После обработки подходящими средствами, у котенка на всякий случай нужно прогнать глистов. Вообще же для профилактики животному нужно давать глистогонное два раза в год, весной и осенью. Если кошка свободно гуляет, то лучше ей сделать необходимые прививки в ветеринарной клинике и надеть антиблошиный ошейник. Ошейник заодно будет свидетельствовать о том, что кошка домашняя, а не бездомная, и убережет ее от неприятностей, связанных не только с блохами.
Болезни
Никогда не пытайтесь лечить кошку самостоятельно и по своему разумению пичкать ее "человеческими" лекарствами, просто уменьшая дозу. Выбор препарата должен сделать ветеринар. Поэтому при малейшем изменении в поведении кошки несите ее в ветклинику. Не помешает так же и регулярный, хотя бы ежегодный профилактический осмотр животного - ведь любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. Если кошка перестала резвиться, отказывается от еды лежит на одном месте, поближе к источнику тепла, нос у нее горячий и сухой (иногда нос бывает таким и у здорового зверя - когда он спит, например, но нужно ориентироваться и на другие признаки), шерсть блеклая, взъерошенная, глаза затянуты полупрозрачной пленкой - это уже повод посетить ветеринара. Если кошка ранена или испытывает сильные боли лучше не везти ее в клинику, а вызвать на дом ветеринара.
Питание
Оптимальный возраст, в котором котенка можно отбирать от матери кошки, - с 12 недель. В первые дни полной отмены материнского молока у котенка могут быть нарушения пищеварения в течении 2-3 дней. Иногда котята плохо переносят обычное магазинное молоко, в таком случае, его лучше отменить и обходиться творогом, кисломолочными продуктами. Кормить котенка нужно кормить несколько раз в день, понемногу, помня, что "желудок у котенка меньше наперстка". Обычно котята отходят от миски сами или начинают "закапывать" еду, когда наедятся, но бывают и обжоры, за такими надо следить.
Вопреки расхожим стереотипам и сказкам, кошки не могут питаться одной рыбой. В природе дикие кошки питаются мелкими грызунами, птицами, причем съедают их вместе со шкуркой и содержимым желудка - зернами и травами, иногда попадаются мелкие птицы, рыба же им практически не достается. Вот примерный перечень продуктов, которые должны входить в рацион кошки и разнообразить его.
Мясные продукты: мясо говяжье/телячье или фарш говяжий, куриное мясо, фарш, куриные субпродукты: головы, шеи, сердечки, печенки, желудки. Ежедневно, всего понемногу или чередуя по дням. Фарш не должен содержать соли и специй.
Яйцо: раз-два в неделю, сырое или сваренное всмятку, как больше понравится кошке.
Каши: все крупы, кроме геркулеса, гороха и фасоли, дробленые или цельные, сваренные на молоке или, в случае непереносимости молока, на воде. Можно давать размоченный хлеб с отрубями. Даются вместе с мясными продуктами или самостоятельно.
Овощи: вареные или сырые, растертые, все, что понравится кошке, даются с мясом вместо каш.
Кисломолочные продукты: творог, сметана (нежирная), немного сыра, кефир, простокваша, бифидопродукты и т.д.
Вода: должна быть обязательно свежей, кипяченой, в привычном для кошки месте.
Витамины: в качестве профилактики нужно давать вместе с кормом.
Сухие корма: если нет возможности готовить кошке разнообразную еду, ее можно перевести на сухой корм. Hельзя кормить кошку одновременно кормами и натуральной пищей, в качественных кормах ведущих производителей (а именно такие следует давать кошке) соотношения всех веществ сбалансированы, при сочетании с натуральными продуктами можно получить недостаток одних веществ и избыток других, и, как следствие, нарушение обмена веществ.
Чем не рекомендуется кормить кошку: рыба в любом виде, свинина, геркулес, любая еда с нашего стола - жареная, вареная, с солью и специями, консервы, широко рекламируемые корма низкого качества (Вискас, Китикет).
Почему вышеперечисленным нельзя кормить кошку: Рыба - малопитательна и неестественна для кошек, в природных условиях у них практически нет возможности ловить рыбу; у многих кошек и чаще котов постоянное или частое кормление рыбой, особенно, минтаем, килькой, салакой, мойвой, нарушает обмен веществ и вызывает мочекаменную болезнь (МКБ), последствия которой могут быть очень печальны. Если уж очень хочется угостить кошку рыбкой, лучше брать морскую, благородных видов, не варить и угощать не чаще одного раза в неделю. Свинина - очень жирное мясо, трудно переваривается, дает большую нагрузку на печень и при частом кормлении (иной раз и при однократном, если печень слабая) может вызывать заболевания печени. Кроме того, в сырой свинине чаще, чем в других видах мяса, могут встречаться яйца глист. Геркулес - может вызвать нарушения углеводного обмена, при перекармливании - жировое перерождение печени. Hарушения углеводного обмена ведут к кожным заболеваниям, аллергическим явлениям. Еда с нашего стола, консервы, сладости и т.п. - кошки могут иметь различные странные пристрастия, но не нужно им потакать, принцип "раз ест - значит надо" применим к животным ровно настолько, насколько применим к людям. Избыток соли, специй, консервантов и т.д. может привести к заболеваниям желудка, печени, почек, расстройствам пищеварения. Подумайте, стоит ли минутная радость кошки от кусочка копченой колбасы долгим проблемам со здоровьем. Hекоторые кошки, имеющие крепкое здоровье, переварят все без особого вреда для здоровья, а у некоторых один кусочек сервелата вызовет приступ почечных колик. Стоит ли экспериментировать?.. Дешевые и широко рекламируемые корма ("Вискас", "Китекет" и т.д.) Hа самом деле эти корма популярны на Западе и многие кошки спокойно питаются ими без вреда для здоровья, но у нас в магазинах в основном продаются корма, произведенные в России по лицензии и с соответствующим качеством. Плохие корма содержат мало полезного и много привлекательного, кошки готовы есть их в любых количествах, а добрые хозяева не скупятся - благо корм дешев и доступен. В результате - букет заболеваний, начиная от МКБ и кончая тяжелыми гастритами, дерматозами. Hизкокачественные корма продаются, как правило, в маленьких упаковках, поскольку не рассчитаны на профессионалов, которым удобнее закупать корм в питомник большими мешками; внешний вид их работает больше на хозяев, чем на кошек: кошкам все равно, как выглядит корм, а покупателю скорее понравятся разноцветные рыбки, косточки и звездочки, чем малопривлекательные коричневые комки. По соотношению белков, жиров, углеводов и витаминных добавок дешевые корма могут не отличаться от профессиональных дорогих, но сырье в них используется намного хуже, например, перья в качестве источника белка. Для того, чтобы кошка съела такую несъедобную смесь, в корм примешиваются вкусовые добавки, привлекательные для кошки, но действующие как наркотик. Часто бывает, что кошка, привыкшая питаться такими кормами, отказывается даже от свежего мяса.
Рекомендуемые коpма: Хиллс, Ямс, Роял Канин.
Желания
Котенок вырастает, и помимо игр, его уже начинают интересовать себе подобные, появляются новые желания. Многие звери выражают их слишком бурно: коты стремятся убежать на улицу, поют воинственные песни, метят квартиру, считая ее своей территорией; кошки тоже громко мяучат, катаются по полу, могут тоже оставлять метки в разных укромных и не очень уголках. Все это вполне естественно, ведь вы взяли в дом не плюшевую игрушку, а живого зверя, со своими инстинктами, которые всегда будут сильнее всех ваших недовольств. Вы приучили кошку считаться с вашими понятиями о жизни, умейте правильно понять и ее. Вопрос о кастрации котов и стерилизации кошек каждый решает по-своему, иной раз это необходимо, бывает, можно вполне ужиться и с полноценным животным, нужно только помнить, что эти операции необратимо изменят зверя. Иногда выходом может быть операция по перевязке маточных труб кошке, тогда она сохраняет все свои привычки и желания, но не может забеременеть.
Контрасекс
Продающиеся в зоомагазинах таблетки типа "Контрасекс" , "Антимяу" и прочие содержат ударные дозы гормонов, которые причиняют большой вред здоровью кошки, а котам совершенно бесполезны. Ветеринарам известны частые случаи раковых заболеваний половых органов кошек, различные нарушения обмена веществ (дерматозы, ожирение). Давать кошке эти таблетки, "чтобы не орала", все равно, что лечить гильотиной головную боль.