Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
"Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Из немыслемых далей времени вьются волчьи следы рядом с человеческими. Люди без оснований объявили войну волкам в назапятные времена. В Древней Греции и Римской империи еще до нашей эры уничтожение этих разбойников всячески поощрялось. Во все последующие века борьба против волков велась везде, где они водились, а те, стало быть, разбойно нападали на домашних животных. Неимоверно трудной была война с этими хищниками, далеко не всегда и не везде удавалось сокращать их численность. Но все же в густонаселенных европейских странах человек добивался своего. Волк хорошо всем известен, но нужно все же кое-что напомнить. Видом и размерами он с крупную овчарку. Большая лобастая голова, толстая шея, объемистая грудная клетка, подтянутый живот, высокие и очень сильные ноги… Морда волка выразительна и богата мимикой. У этих животных насчитывается около двадцати мимических выражений, соответствующих определенному психическому состоянию и эмоциям: гнев, злоба, покорность, ласка, веселье… Настороженность, угроза, спокойствие, страх… Это, конечно, основные выражения, между которыми еще больше промежуточных нюансов, многие из которых нам еще неизвестны. Волки, глядя друг на друга, обмениваются информацией, спрашивают, отвечают. Вспомните, как внимательно смотрит в лицо своему хозяину собака - ближайший родственник волка. Она понимает его и без слов, потому что на лице человека обычно бессознательно отображаются мысли, настроения и намерения. И многие другие животные воспринимают тончайшие жесты, от внимания человеческого глаза ускользающие. Хвост - тоже своеобразный выразитель мыслей волка. Его движения недвусмысленно свидетельствуют о спокойствии или тревоге, уверенности в себе или страхе, угрозе или миролюбии. Превосходстве, подчиненности… Чуточку изменилось положение или изгиб хвоста - зверь выражает этим новый оттенок. О многом говорит положение ушей, осанка и особенно голос. Почему-то многие считают, что волк либо молчит, либо воет. На самом же деле диапазон и характер звуков, им издаваемых, куда как разнообразнее: он умеет ворчать, скулить, взвизгивать, рычать, фыркать, чихать, завывать. И даже лаять. И всем этим звери выражают нечто конкретное, направленное к общению с себе подобным. К своеобразному, очень оживленному разговору. У волков отлично развиты все органы чувств. Особенно обоняние: оно сильнее, чем у человека, в тысячи раз. Обоняние дает хищнику информацию об окружающем мире, пожалуй, больше, чем его предельно острое зрение. Сложность мира запахов зверя мы вряд ли можем себе даже представить. Ими он заявляет о себе, метит свою территорию, ищет брачного партнера. Понюхал волк след - и ему ясно, кто и когда прошел. И не только это - запах говорит о поле зверя, его возрасте, силе, здоровье. Даже о желаниях и настроении. А запах одностайника - полнейшая анкета. Нет, степень чувствительности волчьего носа поразительна. Он учуивает затаившуюся куропатку за несколько десятков метров, а косулю - за сотни. Волк уверенно идет по следу, оставленному много часов назад, казалось бы, давным-давно выветрившемуся. Но есть, пожалуй, у волка и еще нечто, кроме известных нам органов чувств. Судите сами: отличить на расстоянии невооруженного человека от охотника не так уж и сложно, потому что ружье все-таки видно, да и запахи соответствующие. Ну а если в растянувшемся обозе на девяти санях с сеном едут безобидные для волка люди, а на десятых - замаскировавшиеся охотники? И ветер от волков к обозу? Как в этой обстановке серые канальи чувствуют опасность и поспешно скрываются? Интуиция? Возможно, об этом "нечто" мы скоро узнаем: ведь не так уж и давно нам стала известна эхолокация летучих мышей, термолокаторы змей, гидроакустика дельфинов. Мир животных таит в себе много непознанного, есть над чем призадуматься любопытным. Да, физически волк развит прекрасно. В поговорке "волка ноги кормят" - истина. В броске он может развить скорость 85 км/ч - 24 метра в секунду! Стометровку - за 4 секунды с маленьким хвостиком! Такой стремительный темп волк, конечно, долго не выдерживает, хотя у него и сердце могучее, и легкие как кузнечные мехи. Но со скоростью 50-60 км/ч этот бегун может мчаться до четверти часа, а 10 метров в секунду его вовсе не утомляют, такой темп выдерживает часами. Спринтер и марафонец в одной персоне. Не занимать волку силы. Сам видел, как один легко и непринужденно трусил, держа в зубах задавленного крупного барсука, весившего не менее 12 килограммов. Словно кошка с мышкой. Рассказывают, что с овцой, заброшенной на спину, он тоже бежит. Два-три волка давят изюбра или молодого лося, весящих по полтора центнера, а стая способна справиться со взрослым лосем, который не просто в сравнении с волками громаден, но еще и умеет постоять за себя в битве даже с крупными медведями: удар передними копытами сохатого обладает страшной мощью... Известны случаи успешного нападения волков и на медведя. В теплый период года они живут парами, выращивая волчат и строго придерживаясь своих охотничьих участков, которые метят и ревностно охраняют. К зиме взрослые и молодняк сбиваются в стаи и ведут бродячую жизнь. В стае обычно от 3 до 10, чаще 6-8 волков. Отец, мать, 3-4 прибылых и пара переярков (которым уже по 16-22 месяца). Посторонние, не состоящие в близком родстве, в стае присутствуют редко. Но случается, что объединяются 2-3 стаи в одну большую. Временно, конечно, в глубокоснежье, например, или когда нужно победить очень крупного зверя. В волчьей стае строгая организация и железная дисциплина. Авторитет и власть вожака непререкаемы, ему подчиняются все. Повелителем является непременно самый сильный и опытный зверь. Для стаи характерна не только беззаветная преданность вожаку, но и безоговорочная взаимовыручка, поддержка, слаженность действий. Только благодаря этому волки кормят себя и выживают в борьбе за существование, которую постоянное преследование со стороны человека делает особенно тяжелой и драматической. И вместе с тем волки по отношению к своим сородичам, ставшим по каким-либо причинам неполноценными, жестоки: слабых и больных часто уничтожают, а в голодное время, бывает, съедают. Вероятно, поэтому старые звери живут в одиночку. Они ходят за стаей на почтительном расстоянии, питаясь скудными остатками ее трапез. Как-то не укладывается в человеческих понятиях: сильные и здоровые дружны между собой, взрослые ухаживают за молодняком с трогательной заботой, а вот к больным, старым, а иногда и к сильным, но пострадавший беспощадны. Биологи этой кажущейся беспощадности находят объяснение. Жестокость животных, когда жизнь сложна и тяжела, часто неизбежна и спасительна. Особенно когда наступает сложная и тяжелая полоса жизни. Брачная пора у волков проходит во второй половине февраля - начале марта. Часто супружеские пары волков сохраняются на всю жизнь, и гон проходит тихо и мирно. А те шумные волчьи "свадьбы" с жестокими побоищами, о которых много пишут и рассказывают, бывают довольно редко, в основном когда молодая или "овдовевшая" волчица выбирает себе спутника жизни. Через 62-65 дней в тщательно укрытом логове волчица производит на свет от 2 до 14, но чаще всего 4-6 волчат. В первые полмесяца она никуда от них, слепых и беспомощных, не уходит, а кормит ее самец. Он трогательно заботлив, таскает к логову добычу, отрыгивает куски мяса и тем кормит семью. К полуторамесячному возрасту ставшие очаровательными и резвыми детеныши перестают сосать мать и начинают питаться мясом. С этого времени взрослые уходят на охоту по очереди, а добычу притаскивают к логову. Волки - добросовестные воспитатели. Они заботливо ухаживают за своим потомством, обучают его всем премудростям сложной и нелегкой жизни, а при случае с удовольствием играют. Так же, как и наши собаки. Даже как-то странно, что такому строгому и кровожадному зверю не чужды веселье и забавы. В воспитании своих наследников взрослые чрезвычайно терпеливы. В редкие минуты отдыха неугомонные щенки таскают и кусают их куда придется - даже в ухо и в нос! - а те знай себе увертываются. Лишь когда иссякает родительское долготерпение, они уходят туда, где можно вздремнуть перед очередной охотой хоть полчаса. Когда же малыши слишком вольничают или ведут себя нехорошо по отношению к своим братьям и сестрам, старшие наказывают их. Наказывают не больно; но так, что провинившийся отлично понимает, где он поступил плохо, и запоминает урок на всю жизнь. В июле волчьи выводки начинают выть. Взрослые и молодые. Как только густые сумерки окутают землю, потянутся волчьи песни, приводя в трепет всех, кто их слышит. От этого воя жутко и трепетно становится на душе. Как будто перед тобой раскрывается дикое, самое сокровенное, еще не познанное и непонятное, а потому и страшноватое. И слыша жуткий вой обреченного на одиночество волка, человек испытывает потрясение. По голосу можно судить о волке: у матерых - протяжное завывание на низких тонах, причем самец тянет особенно густым басом, с ударением на "ооо", у самки - переливистый баритон с нажимом на "ууу". Переярки воют еще неумело - берут высоко, но скоро срываются и как бы от обиды и стыда перебрехиваются. Ну а волчата - те еще даже и не воют, а так - скулят высокими альтами и, кажется, сами над собой хохочут. Вой не прихоть и не забава, а способ общения. Родителей с волчатами, волка с волчицей, стаи со стаей. Различными по высоте и тембру "мелодиями", их протяженностью, силой голоса и другими приемами волки выражают призыв и угрозу, радость общения и тоску одиночества, приказ и подчинение, передают информацию от стаи к стае на большие расстояния. Например, о движении табунов северных оленей. В августе волчата весят уже около десятка килограммов, а с сентября начинают охотиться вместе с родителями, которые продолжают добросовестно передавать им весь свой опыт и умение. В начале зимы в шестимесячном возрасте молодые размерами близки к взрослым, но еще долго будут они учиться уму-разуму, потому что очень непросто жить по-волчьи. А теперь мы подошли к тому самому вопросу, в котором вся причина человеческой ненависти к волку,- к питанию этого зверя. Основу его, разумеется, составляет мясо. Желательно парное и сочное. При случае серый не прочь отведать вегетарианского, как бы на десерт. Охотится он на всех животных, которых способен осилить, но все же, если есть возможность жить за счет диких зверей, к населенным пунктам с искушением задавить скотину не идет: понимает - большой риск. Кому нужно испытывать судьбу лишний раз? В лесах хищник охотится на многих - от полевки и бурундука до лося и марала. Чаще всего у него есть излюбленная добыча: в тундре - северный олень, в тайге - лось, марал или изюбр, в лесостепи - косуля, в степях - сайгаки и джейраны, в горах - бараны и козлы. Но волк не преминет задавить и любое другое животное, если к тому представится возможность. Способы охоты у него разнообразны. В равной степени волки настигают жертву из засады несколькими прыжками либо догоняют ее после многокилометрового преследования. Коллективные волчьи охоты поражают четкой организацией и согласованностью. Волки хорошо чувствуют обстановку, действия своих собратьев и в большинстве случаев быстро находят правильное решение. Охота этих хищников загоном, когда стая разбивается на загонщиков и затаившихся в засаде, во многом напоминает охоту людей. Так же организованно эти звери охотятся и облавами, загоняя жертву на лед, в топь, в воду, к обрывам или каменистым россыпям. Умно промышляют эти великолепные четвероногие охотники. Но и это не все! Волки умеют ловить рыбу, лягушек, мышей, разоряют птичьи гнезда. Они не прочь при случае сгрызть на бахче дыню, арбуз или помидор, отведать ягоды рябины, голубики, брусники. Иногда не брезгуют падалью, нередко приходя за ней к сельским околицам. Далеко не везде и не всегда волк может существовать безбедно. В суровые многоснежные зимы, когда серым разбойникам жить становится очень трудно, они жмутся к селам и режут овец, свиней, собак, коров, лошадей, гусей. Причем иногда давят гораздо больше, чем могут съесть или унести. Чаще всего осенью, когда взрослые учат своих подросших детей: старые демонстрируют удалое мастерство. О том, насколько умело владеет волк зубами, судите сами: за один час он способен убить полсотни овец. Оттого-то крестьяне испокон веков так ненавидят этих грабителей и неустанно преследуют. "Волк остается волком, если он и не задрал твою животину",- говорят в народе. Но никто не поднимает вопрос о полном уничтожении этого хищника. Все понимают, что вид этот" во-первых, чрезвычайно интересен, а во-вторых, заслуживает внимания за необыкновенные повадки, дьявольское упорство и находчивость в трудной борьбе за существование. Ведь не зря же на флотах бывалых, опытных и мужественных моряков издавна уважительно зовут "морскими волками". И не просто так к этому зверю испытывали глубокое уважение Сетон-Томпсон, Джек Лондон, Фарли Моуэт. Во многих странах, где люди уничтожили последнего волка, теперь задумываются над тем, чтобы развести его снова, расплодить. Сложная, драматичная судьба волка. Волк для человека всегда опасен, даже прирученный. Так что не рискуйте. Известно много попыток сделать из него "ласкового и нежного" зверя, но они заканчивались нередко трагедией. Волк всегда остается волком.