Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
"Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Итак, вы решили завести питомца. Почему именно крыса? У неё есть масса преимуществ. Во-первых, её размеры. Для российских малогабаритных квартир это особенно актуально. Сама крыса небольшая, гораздо больше места занимает клетка. Но в клетке можно держать несколько животных. Во-вторых, с крысой не нужно гулять на улице в любую погоду. В-третьих, её содержание в среднем обходится меньше, чем собаки или кошки. При этом крыса обладает всеми качествами «настоящего» животного: она умна, с ней можно общаться, она пушистая, её приятно держать в руках и гладить. Пожалуй, единственными недостатками крыс являются их короткий срок жизни и принадлежность к отряду грызунов. Живут крысы всего 2-3 года. Поэтому мучительно больно расставаться с любимыми питомцами так рано. А т.к. зубы растут у крыс всю жизнь, то будьте готовы к тому, что даже при наличии в клетке разнообразных погрызушек на ваших вещах могут появиться многочисленные дырочки. Крыска может попробовать на вкус абсолютно всё: начиная с вашей одежды и заканчивая плинтусами. А особым лакомством конечно являются провода!
Если вы готовы к покупке крысы, то приступаем к её выбору. Крыс лучше покупать у заводчиков или в питомниках (смотри список в конце статьи). Только так можно максимально гарантировать хорошее здоровье и ласковый характер животного. Шанс купить здоровое животное у разведенцев, в зоомагазине или на рынке гораздо ниже. Далее следует решить, какого пола брать животное. Мальчики ощутимо крупнее девочек, обычно у них более жёсткая шерсть и спокойнее характер. А ещё у мальчиков явно видны первичные половые признаки (яйца), что эстетически кому-то может не понравится. Девочки соответственно мельче, обладают более мягкой шёрсткой и активнее. Но не стоит забывать, что каждое животное индивидуально, обладает уникальным характером, поэтому вышеперечисленные признаки не являются обязательными.
Одна крыса или несколько? Если вы не сможете уделять крысе много времени, то лучше приобретать двух или более животных. Тогда в ваше отсутствие питомец не будет скучать. К тому же крысы животные социальные, обладающие строгой иерархией. Им нравится общаться друг с другом. А вы будете умиляться, глядя, как крыски вместе играют, спят или ухаживают друг за другом.
Приобретать нужно однополых животных. Крысята становятся половозрелыми уже в 6 недель, и вряд ли вам понравится увеличение семейства на 14 голов. Если у вас уже есть взрослая крыса, то к ней будет легче подселить маленького крысёнка. Самки подселяются легче, чем самцы. Часто продавцы в зоомагазинах могут перепутать мальчика и девочку, поэтому при покупке животного не стесняйтесь заглянуть ему под хвост. У мальчиков с самого раннего возраста видны яички.
Заранее подумайте, кому вы оставите животных, когда уедете отдыхать. Готовы ли ваши родственники или друзья следить за крысками? Готовы ли вы оплачивать услуги ветеринара? Ведь крысы, как и любые другие животные, могут заболеть.
Выбираем клетку и обустраиваем её
Сейчас в зоомагазинах имеется обширный выбор клеток. К сожалению, чаще всего продавцы предлагают клетки, совсем не подходящие для крыс. Клетка для крыс должна быть достаточно большой, ведь вес среднестатистической самки 300 грамм, а самца 600 грамм. Клетке лучше быть в высоту больше, чем в длину, она должна иметь несколько этажей или полок. Чем больше клетка, тем лучше. Колёса и трубы крысам не нужны. Животные могут в них застрять или поранить хвост. Зато им нужно укрытие, поэтому стоит сразу позаботиться о домике. Он может быть пластмассовый, деревянный или в виде сплетённого гнезда. Домик можно сделать и самим, используя коробку, но она будет очень быстро погрызена. Так же крыски очень любят гамаки. Гамак можно купить или сшить самим из любой ненужной тряпочки, закрепив её за прутья. А если повесить в клетку рукав от старого свитера, то получится гамак-труба, и крыска сможет спать как на нём, так и внутри. Крысы любят познавать всё новое, поэтому чем больше будет развлечений в клетке, тем лучше. Для перевозки крысы удобно иметь специальную небольшую переноску, выбор которых в зоомагазинах многочислен.
Для воды лучше использовать ниппельную (шариковую поилку). Мисочки для еды удобнее покупать керамические, т.к. пластмассовые крыска с лёгкостью опрокинет.
Наполнитель в клетке может быть древесным: в виде пресованных гранул (блоттерсов) или крупной стружки, или бумажным. Бумага должна быть без печатных знаков, т.е. не газета. Древесные гранулы лучше всего держат запах, что становится особенно актуально при содержании нескольких животных.
Клетку следует ставить подальше от сквозняков и прямых солнечных лучей. Крыса может легко простудиться или умереть из-за нагрева.
Воздух в помещение должен быть достаточно увлажнён. Поэтому задумайтесь о покупке увлажнителя воздуха. Это не помешает и людям, особенно в крупных городах.
Кормление и уход
Убираться у крыс нужно по мере появление запаха от клетки. Гамачок можно стирать чаще, а пластмассовые полки протирать каждый день влажной тряпкой, если крыска будет их сильно пачкать.
Самих крыс мыть не надо, они прекрасно умываются сами. Их нужно мыть только при сильном загрязнении, когда животное само не может отмыться. Хвост можно мыть отдельно, аккуратно отшелушивая омертвевшие чешуйки. Для мытья лучше использовать детский шампунь или шампунь для животных с минимумом добавок и отдушек. Животный шампунь отмывает лучше. Если у крысы вырастают длинные когти, и она их не обкусывает, то их можно подстригать маникюрными кусачками или специальной когтерезкой для животных.
Корма для крыс недороги и продаются почти в каждом зоомагазине. В их состав входят зёрна, орехи, витамины и прочие добавки. Миска с кормом должна наполняться по мере съедения предыдущей порции. Также в зоомагазинах есть многочисленные лакомства для крыс: дропсы, бисквиты, палочки с зёрнами, различные лакомства-погрызушки и т.п. Их следует давать как и любое лакомство в небольшом количестве. Периодически крыске можно покупать витамины для крыс, которые бывают в виде таблеток или жидком виде.
Кроме сухого корма крысе необходимы сочные корма. Это овощи и фрукты. Из овощей нельзя давать томаты, сырые картофель и капусту, фасоль. Овощи можно давать как в сыром, так и в отварном виде. Следует ограничивать потребление экзотических фруктов, особенно цитрусовых. Крысам также нельзя свежий хлеб, острую или солёную еду, газированные напитки, алкоголь. Животные продукты крысам давать можно, но не обязательно. Большинство врачей сходятся во мнении, что животные продукты опасны, т.к. содержат много жира, а животный белок может стать причиной аллергии.
Крысы очень любят каши. Их можно давать в сухом виде, запаренными или готовыми. Без соли. Макароны тоже можно давать сухими или отварными. Орехи и семечки послужат прекрасным лакомством, только в небольшом количестве.
Сухой корм должен быть всегда, а сочный можно давать 1 раз в день.
При перевозке крысы в переноске должен быть кусочек сочного овоща или фрукта (например огурца или яблока) для утоления жажды. На дно переноски лучше постелить бумагу или насыпать наполнитель.
Прогулки, общение, игры.
Даже при самой большой клетке крысе необходимы прогулки и общение с хозяином. Если крыса пуглива, то её можно приручить, давая лакомство, тихо разговаривая с ней и поглаживая. Крысы плохо видят, поэтому к незнакомым крысам руку следует подносить сбоку, а не сверху, чтобы она не была принята за угрозу. Крысы охраняют свою территорию. Поэтому никогда не суйте пальцы в клетку к крысам. Это можно делать только после того, как подружитесь с новым питомцем. Т.к. крыса обладает хорошим нюхом, она может случайно укусить палец, который будет пахнуть едой, свеженакрашенным лаком или другим резким запахом.
На прогулках будьте готовы к тому, что крыса будет пробовать на зубок всё, что попадётся ей на пути. Поэтому заранее уберите ценные вещи, документы, спрячьте провода. Крысы могут метить территорию, оставляя за собой небольшие капельки-метки. Мальчики делают это чаще.
Крысы легко приручаются, быстро начинают откликаться на имя и понимать значение слова «нельзя». Они любят взбираться на плечо хозяина. Могут с удовольствием копошиться в волосах, заниматься груммингом или лизать руки, губы. Т.к. у крыс в отличие от кошек нет подушечек, в которые втягиваются когти, то они могут случайно вас поцарапать. Царапины лучше протереть любым спиртовым раствором для предотвращения воспаления.
Крыс можно дрессировать. Но это настолько умные животные, что скорее всего вам просто останется наблюдать за ними и поражаться их интеллекту.
В Москве, Санкт-Петербург и других крупных городах России и СНГ регулярно проводятся выставки крыс.
Крысиные болезни
К сожалению, крысы мало живут, и как любые другие животные они могут заболеть. Здоровое животное должно быть активно, с блестящей шерстью и глазами, без выделений, любопытным, с хорошим аппетитом. Признаки болезней: вялость, тусклая шерсть и глаза, снижение аппетита или отказ от еды, жидкий стул, любые выделения из носа и глаз, частое чихание, посторонние звуки при дыхании, клонение на бок, верчение на месте, образование залысин. Регулярно ощупывайте и осматривайте животное на предмет новообразований. В старости крысы могут плохо стачивать зубы, тогда их можно подрезать у врача или самим. При любом из вышеперечисленных признаков надо срочно обратиться к врачу! У крыс очень быстрый метаболизм, поэтому болезнь развивается за считанные дни, а иногда и часы.
Крыс лечат далеко не все врачи. Есть специальный врач по крысам – ратолог. Часто их называют специалистами по экзотическим животным. При быстром обнаружении болезни и правильном лечении ваш питомец будет здоров и счастлив. В «Зоовете» ведёт приём врач-ратолог Щугорев Максим Андреевич.
Крысы-отказники или бездомные крысы
По мере распространения крыс растёт количество крыс-отказников. Это крысы, от которых по каким-либо причинам отказались хозяева. Самые частые причины: аллергия, отсутствие времени для ухода за животным или просто надоели. Чаще всего отдают взрослых крыс, при этом иногда они бывают больны. Однако, не стоит бояться брать в дом взрослое животное. Оно будет таким же любящим, как и взятый маленьким крысёнок. А вы спасёте чью-то маленькую жизнь.