эффективный <PR> | Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
Основные правила PR животного в сети. "Первая ошибка PR-а – жалостливая история о животном.
Она более всего распространена среди зоозащитников. Сами люди жалостливые, они полагают, что и остальные такие же. Но это не так!
Задумайтесь, какое животное более желательно? Несчастное, голодное, больное, истощенное, выкинутое, вечно грустное или здоровое, сытое, счастливое, радующееся жизни и приносящее радость хозяевам? поэтому фото должно цеплять. Так, чтоб посмотрел, влюбился и понял – моё!" "Вторая ошибка PR-а – плохое качество фотографий.
Согласно множеству исследований существует формула, заставляющая людей приобретать те или иные товары. Вот формула удачных продаж: технические характеристики товара + цена + качество прилагаемых фотографий.
Плохое качество фото это:
1. Прежде всего – размытые или высвеченные вспышкой фото типа «ёжик в тумане».
2. «Жалобное фото»: покалеченное, больное, замученное, истощенное, грустное животное (см. Первая ошибка PR-а).
3. Искаженные пропорции, внешний вид животного, в т.ч. фото сверху.
4. Мало самого животного, т.е. животное на фото занимает менее 50%., либо лишняя информация на фото: много фона, люди, руки, др. животные и т.п..
5. Животное и фон одного цвета.
6. Блеклые, бледные, незаметные фото.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов, вынести несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы PR был качественным."
"1. Делайте фото при хорошем освещении хорошим фотоаппаратом.
Если нет фотоаппарата, обращайтесь к помощникам либо идите с животным в фотостудию.
Если вам самим пришлось фотографировать, то:
Фото на улице желательно делать днем. И обязательно находясь спиной к солнцу!
Если фотографировать животное с солнцем сбоку, то тени будут искажать его окрас, формы и пр., если же солнце будет за его спиной, то животное вообще не будет видно – оно будет черным с размытым контуром на белом фоне.
Делая фото в помещении, всегда фотографируйте так, чтоб источник света находился за вашей спиной." "2. Фотографируйте животное, находясь на одном с ним уровне.
Фотографируя собаку, которая сидит, - сядьте перед ней. Для фотографирования щенка идеально лечь на пол. При нарушении этого правила вы получаете фото животного " вид сверху" или искаженные пропорции животного, что на подсознательном уровне воспринимается как" некрасивость, неправильность, уродливость" и потому бракуется потенциальными "хозяевами"."
"3. Животное должно занимать на фото не менее 50% его площади!
Если вы хотите обыграть размеры животного (какой маленький щеночек) не надо фотографировать его рядом с огромным объектом, пытаясь таким образом "сыграть на контрасте" (итогом будет фото объекта, а не животного).
Вместо этого сфотографируйте животное рядом с чем-нибудь стандартным, чей размер может представить каждый - (коробком спичек, яблоком, чашкой и т.п.). 4. Тщательно выбирайте фон.
Поместите животное на однотонный матовый фон, отличающийся цветом от окраса животного.
Если фон будет разнообразным, пятнистым и/или со множеством деталей, то он будет отвлекать внимание и животное потеряется.
Если фон будет блестящим, то, во-первых, при свете он будет смотреться пятнистым, во-вторых, есть вероятность, что при вспышке или свете ламп фон вообще станет одним белым пятном и так же высветлит животное.
Если фон будет совпадать цветом с окрасом животного, то животное с ним просто сольется.
Если продолжаете сомневаться, то выбирайте светлый, однотонный (без блеска), но желательно не белый.5. Оживите ваше фото, привлеките внимание в животному.
Для этого могут быть использованы: яркая игрушка, фрукт, бант, цветок, косынка, заколка, бусы, ошейник, забавная одежда и т.п..
Здесь главное не переборщить, т.е. эта деталь должна не перекрывать животное, а подчеркивать его индивидуальность и соответствовать основной линии PR-а. Т.е. пес-охранник на улицу не должен быть одет в платьице или пить из кофейной чашки, а вот карманную собачку можно нарядить в бусы или уложить на подушку.
Что отлично смотрится на фото:
- маленькие косынки из чистого шелка повязанные в виде бантов на маленьких щенках;
- камуфляж во всех видах, офицерские фуражки, погоны, лычки - на серьёзных собаках;
- кукольные шляпки, банты, мишура и бусы на кошках.6. Если есть возможность и время выберите лучшие ракурсы
- (портрет) – животное смотрит не прямо в камеру, а чуть выше и в бок –
Для получения этого ракурса расположитесь на одном уровне с животным, найдите фокус, после чего щёлкните пальцами в воздухе выше (и чуть левее\правее фотокамеры).
Этот приём хорош ещё тем, что собаки при этом поднимают ушки - на фото получается собака «с ушами» и очень заинтересованным взглядом. Это очень важно, поскольку подсознательно такое фото означает «ты меня очень интересуешь», а фото с прижатыми ушами «я тебя боюсь» или даже «я представляю для тебя угрозу»7. Выберите из отснятого материала 2-3 лучшие фотографии.
Не надо выкладывать десяток вариантов фото одного животного, глаз имеет свойство «замыливаться», а внимание рассеиваться, так что большое количество фотографий вызывает лишь желание скорее закончить их просмотр и перейти к другим животным. Так что, какими бы чудесными не казались вам фото вашего животного, не будьте жадными. Идеальным количеством для восприятия является именно 2-3 фото.Текст объявления обычно состоит из фактического описания животного: пол, возраст, состояние здоровья. Иногда добавляется трагически-жалобная история его мучений (сбили, выбросили, покалечили, отказались). Бывает еще добавляется описание привычек и характера.
И если первое действительно необходимо указать, а третье – очень даже желательно, то о втором вообще лучше не упоминать даже намеком. О причинах этого «умалчивания» читайте выше (Первая ошибка PR-а).1. Никаких попыток разжалобить потенциального хозяина!
Жалость имеет свойство проходить, а вот животное никуда не исчезает. При этом вместо прежнего жалостливого умиления начинает вызывать раздражение, омерзение, злость, а зачастую и побои или отказ от него. Так что держите свои печальные эмоции при себе, животное же должно вызывать радость.
Но! При этом крайне важно:
- Не врать –
правда имеет свойство всплывать и может лечь неприятным осадком на душу нового хозяина и отразиться на животном, вплоть до его возврата;
- Не умалчивать о том, что действительно важно для животного –
Например: больные суставы, проблемы с ЖКТ, сложный уход за шерстью, подорванная психика – в общем, все, что касается его здоровья.
Приведу примеры неудачных текстов:
«её\его неоднократно предавали», «бывшие хозяева привели её\его усыплять» и т.п.
Читаются подобные объявления так: «у неё/у него какие-то проблемы, раз он ни с кем не уживается», «с ней/с ним явно что-то не так, раз люди решились на подобный шаг». О том, что животное жило на улице (т.е. было бездомным) тоже не стоит упоминать, это так же вызывает отторжение.
И даже если при таком раскладе находятся желающие взять животное, то вполне вероятно, что его вскоре вернут, т.к. «с ней/с ним что-то не так, я не виноват», «до меня так уже делали», «она/он к этому привык»…
Если же вы в объявлении всё же решили писать о том «как животное попало к вам», постарайтесь сделать это таким образом, чтобы не «пострадало» ни животное, ни прежние хозяева - .т.е идеальными будут «обстоятельства непреодолимого характера»:
Кошечку не выкинули - кошечка потерялась.
Прежние хозяева не отказались от собаки, сдав её (в приют, на усыпление, выгнав на улицу) - прежние хозяева утратили возможность дальнейшего содержания (рождение внуков с необходимостью переезда к ним в другой город, работа по контракту за рубежом и.т.п.).
Справедливости ради надо заметить, что на свете действительно существуют люди, которые «при прочих равных условиях выберут самого разнесчастного», но таких мало. Так что прежде чем делать на них ставку, убедитесь, что у вас действительно нет выбора.
Все вышеперечисленное касается так же животных-инвалидов!
Не стоит акцентировать внимание на то, что собака без лапы – важно, что она резва, весела и игрива.
Не стоит зацикливаться на том, что у кошки нет глаза – зато она любит детей и принимает собак!
И так далее по списку.
2. Обязательно напишите о характере, привычках, особенностях своего животного.
- стандартная информация:
привычка к лотку, кормежка сухим кормом, активность и т.п. +
- то, что отличает ваше животное от др.:
склонность к долгому гулянью, привычка прыгать на грудь, спать на диване, подолгу смотреть в глаза, нежелание оставаться одному, любовь к мягким игрушкам, людям, детям и др.животным и пр.
Обратите внимание, что описывать характер животного тоже можно по разному.
Ваша задача сделать это так, что отрицательные качества стали положительными.
Превратите негатив – в позитив!
Например:
- «бегун от хозяев» - стремится к вольной жизни;
- агрессивное, обозленное животное – отличный охранник, настоящая «злая собака», «с независимым характером»;
- ничем не отличающийся, тихий, незаметный – очень спокойный, уравновешенный, серьезный;
- забияка, пакостник и «юла» - активный, любознательный, по натуре лидер;
- социализированный с реакцией «убежать и спрятаться», пугливый и самый обижаемый – скромный, застенчивый, нуждающийся в понимании;
- животное с не очень хорошими привычками (рвать мебель, грызть тапки, не обращать внимание на людей, есть со стола и т.п.) – независимый, взрослый, эксцентричный, сложившаяся личность.
Что делать, если характер животного в новом доме изменился:
Это объясняется просто, как есть:
- значит, вы его настоящие хозяева - не зря же он вас выбрал;
- надо же, как вы здорово его понимаете;
- просто он чувствует, что это его настоящий дом.
Если вы пристаиваете котёнка или щенка, то текст объявления можно составить легко и непринуждённо буквально за 5 минут. Кошку - уже сложнее. Взрослую собаку – самое непростое дело, над которым стоит хорошенько подумать…
Лучше потратить вечер сейчас, чем платить за передержку следующие полгода.
3. Итак. Объявление должно включать в себя:
- Кличку (безымянное животное часто воспринимается потенциальными хозяевами как «безликое»);
- Должно быть единственным (желательно не писать о куче котят и щенков сразу, если они не какие-то особенные);
- Породу (если есть хоть какая-то примесь или какое-то сходство с породой, то стоит о нем упомянуть);
- Окончательный размер для собак и щенков (вес, высота в холке или хотя бы «крупный, средний, мелкий», здесь же можно указать длину шерсти и возможность обитания на улице);
- Пол (здесь же кастрация/стерилизация);
- Возраст,
- Состояние здоровья (общее состояние здоровья, прививки);
- Описание характера и привычек животного.
4. Не пишите однотипные объявления - подключайте фантазию, подыскивайте верные слова.
Если животное долго не пристраивается, это значит, что вы либо не там ищете хозяина, либо не так. Удивительно, но даже для животных с не самыми «пристраиваемыми» личными качествами находятся хозяева, которые мечтают именно о них! Вот таких вот «безумных», эксцентричных, нелюдимых, шебутных, эгоистичных, но самых обожаемых на свете.
Помните, на каждое животное есть свой хозяин!5. И последнее. Если на ваш PR среагировали, позвонили по телефону/пришли посмотреть животное:
Всем известно, что у мужчин мышление в большей степени аналитическое, а у женщин образное. Поэтому:
- Для мужчины:
постарайтесь при описании по телефону акцентироваться на цифрах (вес, высота в холке, длина шерсти) - цвет описывайте без полутонов: рыжий, чёрный, белый. Эпитеты громкий, активный, опишите рабочие качества животного.
- Для женщин:
меньше цифр (конкретики), больше эпитетов и прилагательных - им менее важно, как выглядит животное (что является основополагающим для мужчин), женщин интересует, какое впечатление оно производит.
При этом никогда не забывайте, что из каждого правила есть исключения!
И если мужчина сюсюкает и говорит, что ему нужен ласковый зверек «от одиночества», а женщина говорит междометиями, как режет, то забудьте о женской/мужской психологии, и говорите так, как подсказывает вам ваш разум и ваше сердце!"
|
|
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ О ЖИВОТНЫХ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ О ЖИВОТНЫХ Скворцов Георгий Григорьевич биолог-охотовед, юрист, руководитель программы "Животные в населенных пунктах" при Госстрое России, член ОО "ЗООЮРИС" Любовь к животным - это ведь эстетическое чувство. Утрата этой любви равносильна утрате счастья и вредно отражается на умственных способностях и нравственных началах человека. К.Г. Паустовский Законодательство о животных мы относим к экологическому праву. Это законодательство многие считали и считают до сих пор несущественным, второстепенным, не заслуживающим серьезного внимания. Это их право. Но так ли это? ООН приняла в 1982г. ВСЕМИРНУЮ ХАРТИЮ ПРИРОДЫ, в которой сказано: "Генеральная Ассамблея, … будучи убеждена, что: а) любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека,..." В 1988г. Европейская экономическая комиссия приняла ДЕКЛАРАЦИЮ О СОХРАНЕНИИ ФЛОРЫ, ФАУНЫ И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ, в которой записано: "... считая, что общее стремление стран - членов ЕЭК к достижению целей, выдвинутых в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и Итоговом документе Мадридской встречи представителей государств - участников СБСЕ, должно вести к развитию лучших и более тесных отношений между ними во всех областях, в том числе в области сохранения природы и рационального использования природных ресурсов, ..." В 1968-1987гг. приняты 6 Европейских конвенций, вступивших в силу и так или иначе затрагивающих проблемы животных. Хотелось бы коснуться и ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, принятой в 1987г. и в которой указано: "Статья 8 Торговля, коммерческий развод животных и приют, убежища для животных 1. Со времени введения правил Конвенции, любое лицо, ответственное за торговлю животных, коммерческий развод животных или приюты, а также за убежища для животных, должен заявить об этом властям в течение определенного периода. Человек, который собирается участвовать в этих делах, должен сообщить об этом властям. 2. Заявление об участии в этой деятельности указывает: б. ответственного и его знания; ..." В настоящее время под эгидой Организации Объединённых Наций разрабатывается ХАРТИЯ (ДЕКЛАРАЦИЯ) ЗЕМЛИ, где предлагается в том числе: Уважать Землю и всё живое во всём его многообразии. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием." Готовятся к рассмотрению и другие конвенции о животных. По-моему, Российская Федерация во внутреннем законодательстве по животным, хотя и бурно меняющемся, отстает на 15-20 лет от общемирового. С 30.11.1994г., т.е. с принятием Гражданского кодекса РФ, в экологическом, и, возможно, в целом в гражданском праве произошли серьезные, если не сказать, кардинальные изменения. Это, к сожалению, не заметили многие юристы, в том числе специализирующиеся по экологическому праву. До этого момента, законодательство о сельскохозяйственных животных рассматривалось в общем контексте сельскохозяйственного права практически не пересекаясь и самостоятельно от законодательства об охране животного мира. Законодательные и нормативные документы по домашним (несельскохозяйственным) животным почти отсутствовали. Введённый в действие с 1 января 1995 года Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть Первая) юридически уравнял и объединил всех животных, и, что важнее, выделил их из имущества, но, к сожалению, не достаточно четко заявил об этом. Для подтверждения своих выводов привожу следующие доводы, аргументы и факты: 1. К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку, а именно: "Статья 128. Виды объектов гражданских прав. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага." В этой статье отсутствует ссылка на животных. Ст. 137 "Животные" ч.1 гласит: "К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное." Сравним со ст. 6 п.1 и ст. 130 п.1 ч.2. "Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии. 1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)." Статья 130.Недвижимые и движимые вещи. 1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество." Хотя всем ясно и очевидно, что суда и космические объекты ещё как двигаются. II. Только в отношении людей и животных в 32 общероссийских документах используется требование "принципов гуманности", (этот термин не вполне юридический). Ст. 137 "Животные" ч.2 "При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности." В принятом 27.12.2002г. № 184-ФЗ Федеральном Законе "О техническом регулировании" в ст.ст. 2, 6, 10, 11 и 46 говорится более юридически точно о "не допущении вреда и охране жизни или здоровья животных и растений", причем опять раздельно с имуществом, т.е. из имущества выделены в этом документе вместе с животными и растения. "Статья 6. Цели принятия технических регламентов Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; ..." III. Различные сроки приобретательной давности для имущества и животных. "Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных 1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. Статья 234. Приобретательная давность 1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). 4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, ... в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям." Как видим, вновь в ст. 234 написано об имуществе без изъятия. Следовательно, законодатель опять разделяет понятия "имущество" и "животные". Правда, аналогичная статья (Статья 147. Безнадзорный скот) ГК РСФСР имела различные сроки приобретательной давности для крупного и мелкого скота, что более целесообразно и предпочтительно. IV. На местах, по всей России широкое распространение получили хозяйственные объекты (не зависимо от форм собственности), в том числе названию и по применению, скорее используемые для людей, чем для имущества: зоомагазины, гостиницы, приюты, и т.д. для животных, а так же благотворительность и опекунство в отношении животных. V. В книге Гражданское право: В 2 т. Том I Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 1998. -816с., в главе 9 "Объекты гражданских правоотношений" приводится, хотя и несколько осторожно: "7. Одушевленные и неодушевленные вещи". Объектом имущественного оборота во многий случаях становятся животные, чаще всего домашние (хотя возможны и сделки по поводу диких животных, например их приобретение для зоопарка или цирка). На такие отношения распространяются общие правила об имуществе (вещах), из которых законом или иными правовыми актами могут быть сделаны исключения (ст. 137 ГК). Последние, в частности, касаются запрета жестокого, негуманного обращения с животными со стороны их владельцев (ч. 2 ст. 137, п. 2 ст. 231, ст. 241 ГК). Все это позволяет говорить о выделении в гражданском праве особой категории одушевленных вещей". Мне, по образованию ещё и биологу, ближе был бы термин зоо- или биологические объекты собственности, тем более что Федеральный Закон "О техническом регулировании" № 184-ФЗ рядом с животными ставит и растения. Вышесказанное позволяет говорить о необходимости пересмотра деления Экологического права, выделении в нем Биологического или Зоологического права, а в Гражданском Праве выделении в самостоятельные, отдельно от имущества, Зоологические или Биологические объекты собственности. В целом законодательство России о животных, или Зоологическое право достаточно обширно. На 01 сентября 2003 года действует более 1100 законодательных и нормативно-правовых актов принятые Российской Федерацией, а также РСФСР, СССР, в том числе 110 Федеральных Законов, в которых хотя бы раз упоминаются слова "животное", "животный мир" или "животноводство". И это без нормативно-правовых актов ветеринарных органов России и правоприменительных документов судебных органов. Но существует немало нормативных актов, которые имеют опосредованное, не прямое отношение к животным. Например, Федеральный Закон "Об образовании" или ст. 37. Необходимая оборона, ст. 39. Крайняя необходимость, ст. 158. Кража, ст. 161. Грабеж, ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями Уголовного Кодекса Российской Федерации. Из 110 действующих Законов 14 - Кодексы; 15 касаются принятия или исполнения бюджетов за 1992-2003 годы; 25 - о внесении дополнений и изменений в другие законы; 3 - действуют со времен СССР и 1 - РСФСР. Особо стоит коснуться Кодексов Российской Федерации. Из 26 действующих Кодексов РФ 14 - хотя бы раз упоминают о животных: например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях - 21 статья; в Водном Кодексе РФ - 11 статей; в Налоговом Кодексе РФ (часть 2) - 9 статей; в Уголовном Кодексе РФ - 3 статей. Считаю нецелесообразным, ликвидацию в новом КоАП РФ статьи о жестоком обращении с животными, существовавшем в КоАП РСФСР (ст. 102.1), т.к. такое обращение отмечается не только к домашним животным, хотя и значительно чаще, но и диким, в том числе и занесенным в Красную Книгу Российской Федерации. Особенно рассмотрим ФЗ "О защите животных от жестокого обращения", на который и.о. Президента Российской Федерации 3.01.2000г. было наложено вето. Несомненно, данный закон необходим, в нем немало ценных и важных мыслей, хотя не доведенных до логического завершения. Но предложенный на утверждение Путину В.В. закон - сырой, многие положения которого чисто декларативны. Расширенное толкование некоторых положений может поставить под вопрос существование таких отраслей как сельское, охотничье и лесное хозяйства, рыболовство, возможность традиционной деятельности многих малых, особенно северных народностей, живущих в основном охотой и рыболовством, а также садоводство и огородничество, достаточно распространенные среди россиян. Вот один из примеров: "Статья 7. Исключающие жестокость общие требования к обращению с животными и их содержанию 1. При обращении с животными не допускаются: нанесение побоев, увечий животным, истязание их, иные действия, вызывающие у животных страх, боль, иные страдания; разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель; натравливание одних домашних животных на других; ... другие противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными действия". Любая попытка контакта человека с неприрученным диким или одичавшим животным вызывает у последнего в первую очередь страх. Любая охота, рыбалка, отлов животных с целью научных исследований, переселения, стерилизации вызывают у животных те же реакции. Нет инвентаря и иных приспособлений, которыми нельзя было бы нанести травму животному. Это можно сделать и без инвентаря. Борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства, с разносчиками болезней, опасных, общих для человека и животных, в том числе предусматривают ликвидацию этих жилищ. Эти моменты Закон не учитывает. У каждой нации, народа, да и у каждого человека свое понимание нравственности и гуманности, нередко другими воспринимаемое как экзальтированное. Какими принципами должен руководствоваться хотя бы суд? А таких примеров в Законе, к сожалению немало. К сожалению, в Федеральном законодательстве отмечается нестыковка терминов и положений, и даже противоречие друг другу. Так в Гражданском Кодексе Российской Федерации (Часть Первая) используется термин "безнадзорные животные" - ст.ст. 225, 230-232, а Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть Первая) в статье 39 записано: "3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг: 8) изъятие имущества путем конфискации, ... обращение в собственность ...бесхозяйных животных, ...". В большинстве Федеральных Законов правильно используется термин "животные", а вот Налоговый Кодекс РФ (Часть II) в статье 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) гласит, что: "Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: 13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи ... диких животных и птиц ... (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)", т.е. необоснованно птиц выделяет из термина "животные". Аналогичная ситуация с Трудовым Кодексом Российской Федерации в статье 227. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету: "Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе ... укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; ..., т.е. насекомые и пресмыкающиеся выделяются из понятия "животные", а укусы, похоже, не считаются телесными повреждениями. Принятый 27.12.2002г. № 184-ФЗ Федеральный Закон "О техническом регулировании" еще раз приводит к мысли о необходимости и целесообразности скорейшего пересмотра большинства статей ГК РФ и других законодательных и нормативно-правовых актов, затрагивающих животных. На настоящий момент в общероссийском законодательстве недостаточно четко прописаны более 20 положений, касающихся животных. Это требует изменения не менее 40 статей нескольких законов. Отсутствие этих положений существенно тормозит развитие муниципального нормотворчества. Так, опекунство и регистрация животных являются гражданско-правовыми отношениями и, следовательно, должны регулироваться общероссийским законодательством. Гражданский Кодекс РФ не предусматривает обязательную регистрацию животных, а опекунство животных даже не рассматривает. Общероссийское законодательство жестко ограничивает оборот сильнодействующих и ядовитых веществ, но никак не ограничивает оборот живых ядовитых животных. И к последнему пласту документов по данной теме можно отнести нормативные акты субъектов РФ и местного самоуправления. Большинство их них не соответствуют действующему федеральному законодательству, возлагают на администрации непомерные обязанности. Пример 1: В подавляющем большинстве таких документов по старинке указывают "владелец собаки, кошки или животного". Юристы, читавшие Гражданский Кодекс РФ (часть 1) знают, что в нем в отношении животных употребляются только понятия "собственник животного", "лицо, задержавшее безнадзорных животных" и "лицо, которому животные переданы на содержание и в пользование" в различных вариациях. Пример 2: Многие органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления решили объявить право собственности за собой на всех животных, не отнесенных к Федеральной или частной собственности и находящихся на подконтрольной территории, очевидно, забыв о ст. 208 ГК РФ, в которой сказано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Следовательно, граждане будут иметь право взыскивать с этих органов, как с собственников этих животных, ущерб, причиненный гражданам этими животными. Пример 3. Часто администрации на местах требуют от предприятий сферы ЖКХ или иных организаций (кое-где напрямую поручая милиции) проводить отлов и даже отстрел безнадзорных животных, не обеспечивая эти предприятия ни финансированием, ни материалами, для организации положенной передержки животных. Ловцы подбираются по принципу "кто первый", хотя все чаще используются средства для отлова с применением фармпрепаратов. Инструктаж проводится формально: нет специалистов с соответствующими знаниями. А ответственность за это возлагается на руководителя предприятия. |
Категория: Литература | Добавил: Дельфин (14.07.2009)
|
Просмотров: 1353
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|